homo_innatus (homo_innatus) wrote in kinoclub,
homo_innatus
homo_innatus
kinoclub

«Отец», режиссёр Иван Соловов, 2007.

Фильм снят по мотивам рассказа Андрея Платонова «Возвращение». Наверное, результат вполне бы мог быть ещё менее удачным (особенно в отношении актёрской игры), но нелепая отечественная тенденция к скрещиванию советской эстетики с голливудской кажется совсем не уместной в случае с Платоновым. И здесь необходимо жёстко разделить понятия «режиссёрской трактовки» и «непонимания текста». Если у Платонова реальность всегда выявляется через ирреальное и символическое, то в фильме присутствует только иллюстративное следование сюжету в худших традициях «реализма» (даже там, где в рассказе «бежали вдалеке какие-то двое ребят», на экране возникает крупный план героев). И это при том, что в киносценариях (в том числе – в тексте «Семья Иванова», идейно и сюжетно пересекающемся с рассказом «Возвращение» и, судя по-всему, не известном создателям фильма) сам Платонов демонстрировал отнюдь не банальное понимание задач визуализации, монтажа на уровне Дзиги Вертова, поразительного чередования безумных образов. В фильме «Отец» из таких образов сохранился только позаимствованный из рассказа «Одухотворенные люди» эпизод с появлением стада овец на поле боя, увы, совсем лишний в контексте «Возвращения», но выдающий желание дополнить батальной сценой замысел автора, призывавшего ставить свои сценарии «в сухой, жесткой, экономной манере». Экранизация писателя, создавшего собственный литературный язык, требует если не создания нового киноязыка, то хотя бы желания его создать, что, кажется, попытался сделать только Сокуров в «Одиноком голосе человека». Возможно, в полной мере это могло бы получиться у Ингмара Бергмана.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment