
На триллер «Не бойся темноты» можно было бы и не обратить внимание, если бы не имя сценариста и по совместительству продюсера – Гильермо Дель Торо.
Испанский режиссер Гильермо Дель Торо талантлив в соединении визуально затейливого пространства кадра с простыми, даже прямолинейными историями. Кажется, что в его фильмах львиная доля работы достается декораторскому цеху и мастерам спецэффектов. Интерьеры по-барочному перенасыщены деталями, дома и костюмы изукрашены со всей возможной фантазией. Богатые орнаменты, прихотливая резьба, винтовые лестницы, тонущие в полумраке огромные залы, подвалы, бассейны, лабиринты, огромные чудища, словно скопированные с горгулий на католических соборах; все как подобает режиссеру из Испании с ее сумеречной и изощренной культурой.
Еще одна особенность: в лучших фильмах Дель Торо главными героями, равно как и главными страдальцами становятся дети: стоит вспомнить мистическую драму «Хребет дьявола» (2001) и мелодраматический «Лабиринт Фавна» (2006). Дети в таких фильмах – всегда визионеры, он видят и понимают больше, чем взрослые, и принимают первые удары на себя.
Понятно, почему «Не бойся темноты» заинтересовал автора «Лабиринта Фавна»: семья из американского среднего класса – отец, Алекс (Гай Пирс) маленькая дочь Салли (Бэйли Мэдисон), жена Алекса и мачеха Салли, Ким (Кети Холмс) – переезжает в великолепный мрачный особняк, зло, как положено, живет в подвале дома и активизируется с появлением новых хозяев. Сюжет – более чем затертый.
Для режиссера, канадца Троя Никси «Не бойся темноты» - первая полнометражная картина, так что вполне объяснима степень влияния Дель Торо. Другое дело, что у последнего всегда были проблемы с созданием действительно пугающей атмосферы. Получалось как угодно: трогательно, пронзительно, сентиментально, иногда занятно, но никогда – страшно.
Все вышеназванные характеристики так или иначе применимы к фильму Никси. Дом, где всё происходит – не просто шедевр архитектуры модерна; с развитием сюжета он превращается в самодостаточный мир с массой загадок. Бэйли Мэдисон играет прекрасно, превосходя в убедительности реакций даже Пирса и Холмс. В последние полчаса режиссеру удается создать настоящее напряжение, хотя сюжет при этом движется не только кознями сил зла, но и вопиющим благодушием взрослых персонажей (или недосмотром сценаристов): когда уже все совершенно ясно, Ким и Алекс почему-то как ни в чем не бывало остаются в проклятом месте, хотя должны бежать оттуда куда глаза глядят.
Слабость сценария приводит к тому, что и достигнутое режиссером напряжение разряжается пшиком. И, опять-таки, нестрашно. А таившиеся до поры исчадья ада, появившиеся в кадре, вызывают скорее улыбку – уж очень откровенно нарисованы.
У Дель Торо и Никси почти получилась страшная сказка. Но это «почти» как раз и отделило их от успеха.
Дмитрий Десятерик