Римайер (rimeyer) wrote in kinoclub,
Римайер
rimeyer
kinoclub

Category:

Предел риска / Margin call (2011)

Финансовое зазеркалье

В моей любимой книжке "Иллюзии" Ричарда Баха один герой в какой-то момент говорит другому:

"Ты, оказывается, живешь в том же самом мире, что и, ну, скажем, биржевой маклер, так? Твоя жизнь только что пошла кувырком и изменилась, положим, из-за новой политики Биржевого комитета? (...) Как ты думаешь, сколько людей живет в твоем мире? Ты говоришь, что в твоем мире живут четыре миллиарда человек? Уж не дурачишь ли ты меня?"

"Предел риска" (дурацкий перевод названия) погружает нас в мир финансистов - людей в галстуках и костюмах в высоких офисах, мир цифр в графиках на экранах компьютеров - который вот-вот должен пойти крахом. Мой мир.
По этой причине смотреть фильм будет интересно далеко не всем, хотя созвездие актеров, занятых в нем, блистает, и создатели постарались выйти далеко за рамки финансовых реалий и объяснить причины кризиса 2008 года.

Главная слабость фильма - разговоры на "птичьем языке" - даже не птичьем языке финансистов, а вообще на птичьем. Суть проблемы как будто намерено вынесена за скобки - герои изъясняются фразами в стиле "чем нам это грозит? - мы не сможем остаться в том же положении! - мы вышли за пределы волатильности!". В кадре - смутное понимание, что вот-вот начнется кризис, это уже неизбежно, а люди в компании - каждый для себя - решают: сберечь свои деньги, обманув других, или уйти на дно, разорившись полностью. Но эта слабость собственно финансового сюжета позволяет сфокусировать внимание на абстрактности офисного зазеркалья и характерах персонажей этой истории.

Офисный финансовый мир показан в картине лучше всего - из всех фильмов, которые я видел. Как в словах Баха в начале, это отдельный мир, в котором живут финансисты в галстуках. "Предел риска" невероятно точно передает ощущения от близкого краха компании - конец света наступает в отдельно взятом офисе: большая часть сотрудников один за другим идут на выход с коробками, в которых - их вещи, и почти физически ощущаешь, как рушится нечто нематериальное - компания, ожидания от неё.
В этом мире есть свои боги: один из них прилетает в ночи на вертолете, изъясняется притчами и дергает за рубильник апокалипсиса - первым, в свою пользу. В этом мире свои олимпы: герои выясняют, кто сколько миллионов "поднял" за прошлый год, а стимулом к действию служит миллионный бонус или двухсоттысячная плата в час за присутствие в компании в решающий день.
Зазеркальность финансового мира мощно подчеркивают эпизоды, в которых персонажи фильма соприкасаются с другой реальностью. Один герой едет в машине и задумчиво выдает, глядя на прохожих: "Эти люди даже не подозревают, что происходит". Другой обнимает свою умирающую собаку в ветеринарной клинике. Третий вспоминает, как строил мосты, и говорит, что его мост за эти годы сэкономил всем ездящим по нему людям полторы тысячи лет жизни. Всё это ощущается дико и неправдоподобно в мире финансовых котировок, где жизнь и смерть определяются ценой активов и стоимостью залога ипотечного покрытия.

Актерская игра - важная составляющая фильма, в котором основной конфликт происходит внутри людей, чье сознание искажено финансовым зазеркальем. В 'Margin call' потрясающе играют Кевин Спейси, Пол Беттани и Джереми Айронс, а на подпевках - Дэми Мур, Стенли Туччи и Захари Куинто. Противопоставляются по сюжету фильма философия героя Кевина Спейси и стоящего за ним Стенли Туччи - и миропонимание героя Пола Беттани с трезвостью расчета Джереми Айронса. Молодой "ученый-ракетчик", перешедший в финансовый мир, - герой Захари Куинто - тот, кто должен сделать выбор.
Однако фильм, несмотря на очевидное желание быть похожим на великую картину "Уолл Стрит", - не про выбор. Деньги делают выбор за нас, уж если ты по своему желанию попал в финансовое зазеркалье. "Предел риска" безжалостно анатомирует психологию и философию людей, которые порождают финансовые кризисы. И пусть сами они не являются причиной кризисов - это хорошо объясняет реплика героя Пола Беттани молоденькому тредеру, когда они едут в дорогом авто - но их действия, побудительные мотивы и даже оправдания усиливают кризисную волну, разоряют одних и обогащают других.

Перевод названия для российского проката, как я говорил, дурацкий. 'Margin call' на самом деле называется положение трейдера на финансовом рынке, когда его состояние становится меньше необходимого залога для поддержания его позиции. При этом трейдер имеет право закрыть свои позиции (что как бы снимает вопрос "виноваты ли герои фильма в кризисе?" - нет, не виноваты).
И еще это означает "тревожный звоночек" - что гораздо ближе к существу этого фильма. Звоночек уже прозвенел, и ты решаешь, что делать. Обмануть других и остаться при своем? Остаться ни с чем, но - верным профессии? Драма в том, что независимо от твоего выбора он не даст тебе выбраться из зазеркалья. Попасть в него - трудно, выпасть - совершенно невозможно.
С этой точки зрения важными являются эпизоды с умирающим псом героя Кевина Спейси и переживаниями Спейси из-за него. В фильме "Уолл Стрит", на который "Предел риска" хочет быть где-то похожим, Гордон Гекко так излагал свою философию биржевой игры: "Немного выиграл, немного проиграл - всё равно держись. А нужен тебе друг - заведи собаку". Пес умирает - и это не повод выйти, а разрыв всякой связи с остальными мирами. Остаются - финансы, держаться, "немного выиграл - немного проиграл".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments