Алексей Туманов (imagedi) wrote in kinoclub,
Алексей Туманов
imagedi
kinoclub

Category:

Буря/The Tempest (2010)


Ну и дурацкий остров! Говорят, на нем живет всего пять человек. Трое из них - мы. Если у остальных в башке творится то же, что у нас, то здешнее государство шатается.

Мы с вами вынуждены жить в такое время, когда покупая билеты в театральной кассе на какое-нибудь классическое произведение, всегда нужно наклониться к кассиру и тихим доверительным шёпотом уточнить, нормальная ли будет постановка, или же какая-нибудь "модерновая". Если пренебречь этой элементарной техникой безопасности, можно совершенно спокойно попасть на затянутую в кожу и шипы Лючию ди Ламмермур, говорящего по мобильному телефону Скапена, запелёнутого в смирительную рубашку Ромео или же на темнокожего Хеймдалля откровенно гееватых Ленского с Онегиным. Нет, не хочу сказать, что такие веяния это всегда плохо, порою получаются отличные произведения по мотивам (например "Даун Хаус"), но в массе своей всё это переосмысление, осовременивание и прочее нездоровое заигрывание с классикой отталкивает и раздражает. Поэтому узнав, что американцы экранизируют "Бурю" Шекспира, ощутил неприятный холодок. И даже известие, что режиссёром будет очаровательная Джулия Тэймур (я готов ей руки целовать за "Across the Universe"!), честно говоря не успокоило.

Успокоила, в итоге, сама Джулия. Умная женщина, она прекрасно поняла, что привнести что-то новое в и без того одно из самых выдающихся произведений Шекспира ей будет очень сложно. Особенно учитывая, что оригинальный текст имхо весьма тяжёл для экранизации. Поэтому Тэймур мудро решила ничего в тексте не трогать (ну или почти ничего) и заняться своими прямыми режиссёрскими обязанностями. В итоге получился отличный фильм, крепко стоящий на трёх китах: великолепный кастинг, ярчайшая работа стилистов/дизайнеров/гримёров и блестящий текст пьесы Шекспира.


Три номинации на Оскар, 4 на Золотой глобус, 2 номинации на приз Британской киноакадемии, Один кубок Вольпи и номинация на Золотую малину :3 И это только на этих четверых. 
Вспомнив свою работу над "Фридой" (2 оскара +4 номинации), Тэймур решила вновь собрать под своим крылом целую плеяду звёзд и звездочек кинематографа. С учётом, что действующих лиц в Буре не так уж и много, то почти каждого персонажа играет тот или иной узнаваемый актёр. И это, надо сказать, приятно. При всём при этом именно кастинг преподнёс зрителю самый большой сюрприз. Скажу честно, лично я не могу точно объяснить почему главную роль, роль Просперо,  играет женщина. У меня есть лишь догадки. Не вижу в смене пола Просперо какой-то подоплёки, тайного умысла и переосмысления акцентов первоисточника. Возможно лишь потому что плохо смотрю, но тем не менее. На мой взгляд дело просто-напросто в том, что собрав столь внушительный актёрский состав, Тэймор элементарно не нашла подходящую по калибру звезду на роль Просперо. Среди мужчин не нашла. Зато договорилась с великолепной британской актрисой Хелен Миррен ("Королева", "О, счастливчик!", "Дневник террориста"). Так в итоге Просперо превратился в Просперу. И это, как выяснилось, не смертельно :)

Ариэль Джулии Тэймур в мужском обличье представал перед зрителями редко. Просперо же и вовсе со своей мужественностью попрощался.
А в остальном - шик! блеск! красота! Звезда парфюмера Бен Уишоу прекрасен в образе Ариэль. Крис Купер ("Красота по-американски", "Фаворит", "Трасса 60") и Алан Камминг ("Эмма", "С широко закрытыми глазами") - отлично корчат из себя негодяев Антонио и Себастьяна. Дедушка Том Конти ("Дуэлянты", "Рубен-Рубен", "Друзья") добродушно переругивается с негодяями. Дэвид Стрэтэйрн ("Клан Сопранно", "Долорес Клэйборн", "Секреты Лос-Анджелеса") играет благородного короля. Один из самых узнаваемых африканских актёров (и узнаваемо африканский актёр) Джимон Хунсу ("Кровавый алмаз", "Гладиатор", "Остров") отличнейшим образом отыгрывает Калибана. Ну и, конечно же, одно из главных украшений фильма - парочка придурков Тринкуло и Стефано, в исполнении Рассела Брэнда ("Побег из Вегаса", "В пролёте") иАльфреда Молины ("Мэверик", "Шоколад", "Мертвец", "Фрида"). И если с Брэндом всё ясно, то кривляющийся Молина приятнейшим образом удивил. Я бы даже сказал, что Молина побил всемирноизвестного комика Брэнда на его же поле, оказавшись гораздо веселее и задорней в идиотии и шутовстве. 

И лишь пару юных птенцов, Миранду и Фердинанда, логично играют молодые и малоизвестные актёрыФелисити Джонс и Рив Карни. И если Джонс в роли воспитанной на природе, диковатой, полной природной красоты и здоровья Миранды смотрится органично, то Карни, напоминающий плохую пародию наДжареда Лето, кошмарен. Его "песня" - худший момент фильма. 

А вообще актёры в "Буре" откровенно играют в театр. Все роли здесь масочные, типажные. И актёрские работы именно такие. Они не играют жизнь, не стремятся быть в кадре естественными, они играют свои типажи, играют по-театральному, словно стоят на сцене, со всеми вытекающими.

Лёгким движением руки юноша превращается... превращается...
Второе преимущество фильма, после актёрских работ, это его красота. Действие "Бури" проходит на почти что необитаемом острове с весьма специфическим климатом. На острове живут Волшебникца, сын ведьмы и сонм духов. Иными словами - полный карт-бланш для современных технологий. Нет слов, чтобы описать работу дизайнеров и гримёров. Взгляните хотя бы на Ариэль в образе гарпии! Да и местный ландшафт тоже весьма приятен. Спецэфекты используются в фильме достаточно широко. Вот только и дизайн местности и стилистика спецэфектов словно подчёркивают сказочность острова Просперо, его аллегоричность, его искусственность. Всё в мире "Бури" словно сшито из лоскутов, а спецэфекты и вовсе нарочито замыленные, мультяшные, словно фильм проходил пост-продакшн не в 2010, а в 2000 году. Откровенно красивые кадры идут вперемешку с кадрами несуразными, неуклюжими, неестествеными. Однако к этому быстро привыкаешь и начинаешь получать от картинки удовольствие. В определённые моменты появляется стойкое ощущение, что ты смотришь не кино, а высокотехнологичную театральную постановку.
Снята и смонтирована лента симпатично - ничего не раздражает и глаза не колет. Отдельно стоит отметить музыку. Тэймур с музыкальным материалом работает просто волшебно и музыкальные номера ставит как никто другой (а иначе сняла бы она столь удачно мюзикл "Через вселенную"?!). И "Буря"  в этом плане исключением не стала.  Очень приятный и уместный ОСТ и несколько красивых музыкальных номеров включено. 


Грубые инстинкты и животная революционная ярость угнетённых классов отныне выглядят вот так.
О самом тексте "Бури" говорить много не нужно. Вероятно одно из наиболее глубоких и идейных произведений Шекспира. Кто-то называют "Бурю" завещанием, которое Шекспир оставил миру (это было его последнее произведение). Текст можно вертеть и так и этак, разбирать его на разные составляющие, вычленять самые разные идеи и символы и трактовать с множества точек зрения. И в этом его бесконечная прелесть, во многом передающаяся и фильму.

О чудо!
Какое множество прекрасных лиц!
Как род людской красив! И как хорош
Тот новый мир, где есть такие люди! 

 Но несмотря на всё это, фильм не вызывает бешеного восторга, не открывает зрителю чакры и не указывает путь к просветлению (при условие, что вы читали пьесу). Его очень приятно посмотреть, его можно использовать для приобщения детей к классике и как пособие по изучению английского языка. Он красив, необычен и радует глаз (если, конечно, у вас нет аллергии на Брэнда). Но он... он... он хорошая экранизация, без откровений. С одной стороны поклон Тэймур за такое отношение к классике и 5+ за фильм, но с другой лично я вряд ли захочу его пересмотреть в ближайшем будущем (хотя не в ближайшем пересмотрю обязательно!)

В таком прекрасном храме Злой дух не может обитать. Иначе Где ж обитало бы добро?

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments