Валька (valik_zh) wrote in kinoclub,
Валька
valik_zh
kinoclub

Categories:

"The Company" ("Труппа") // Robert Altman, 2003

(Neve Campbell, Malcolm McDowell, Joffrey Ballet of Chicago)

От фильма, в котором танец вынесен на обложку, можно ожидать разного: конфликта "высокого искусства" и грубости мира ("Billy Elliot"), восхищённого переложения танца на киноязык, переплетений судеб на сцене и за кулисами ("The Red Shoes"), пристального внимания к личности в танце ("All That Jazz"), демистификации с потом, кровью, неудачами и разочарованиями...
Последний фильм голливудского ветерана Роберта Олтмана не попадает ни в одну из таких категорий. За какую тему ни ухватись, фильм явно не "про неё". Практически полное отсутствие сюжета, единственный внятный персонаж (Малколм Макдауэлл в роли худрука труппы, тирана-гения Альберто Антонелли), танцы, снимаемые "через головы", камера, ослепляемая прожекторами и заслоняемая закулисными тенями, кашель, шорохи и стук пуантов, мешающие полюбоваться танцем "как он есть". Если не играть по правилам Олтмана, реакция на фильм - недоумение, разочарование и сожаление о потерянном времени.

А если играть? Тогда от фильма оторваться не получится. Утра, разминки, репетиции, спектакли, банкеты, вечера и ночи - эпизоды идут один за другим без передышки, не давая зрителю возможности расслабиться, посмаковать, посочувствовать, решить, наконец, садист Антонелли или влюблён в труппу по уши... Как и сам худрук, фильм уворачивается и переключается на что-нибудь другое в самый неподходящий момент. Нам сознательно и навязчиво не дают ответить на вопрос: балет - это что?
Это восхитительное искусство, способное передавать тончайшие оттенки эмоций. Это ювелирнейшее ремесло, где каждая мелочь имеет значение, а сцена, не заваленная сумками и кроссовками на репетиции, - настолько же важное условие успеха, как фиксация локтя при подъёме партнерши. Это мир людей со своими амбициями, взлётами, надеждами, комплексами, ограничениями, обязательствами, нехваткой денег, любовью. Это просто-напросто работа, где костыли за кулисами - привычный атрибут, а вывихнутая рука настолько же естественна, как порезанные поваром пальцы. Это великан, который поднимает танцоров на вершину и сжирает их без остатка, - в конце спектакля, безо всякого пафоса, в шутку. Это совершенно обычный мир, с единственным исключением: люди, в нём живущие, делают танец. И танцами Нив Кэмпбелл и Чикагского Балета начинаешь дышать сам, смотришь ли их из зала через головы зрителей, с ассистентского стула или сквозь боковые кулисы, заслоняя глаза от света прожекторов.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments