Alexandra V'al' [Александра Вяль] (alexandra_val) wrote in kinoclub,
Alexandra V'al' [Александра Вяль]
alexandra_val
kinoclub

7.09. Показ и обсуждение фильма «Тёмный город» А. Пройаса

Высшая школа ХПМТ (ФИИ РГГУ) продолжает серию открытых лекций о современном искусстве, кинопроизводстве, кинокритике, проблемах популярной культуры.

7 сентября, в среду, в 19:00, состоится показ и обсуждение фильма Алекса Пройаса «Тёмный город» (1998).

Фильм «Тёмный город» — неслучившийся прорыв Голливуда на территорию «параноидальной прозы» Филипа Дика. Волей судьбы его похоронил в прокате «Титаник» и заслонила от видеозрителей «Матрица». Этот стильный ретро-нуар, где детектив охотится за своей целью в мрачном механическом городе (при этом оба не знают, кто они такие), стоял у истоков ныне популярного направления: философский блокбастер.

Тема обсуждения — «философия для масс» в мейнстримном кино и её конкретное выражение, фильмы о мнимых, виртуальных и вложенных друг в друга мирах. Есть ли какое-то значение в появлении такой «облегченной» философии вокруг «Матрицы», «Терминатора» и «Начала», или это всего лишь новый приём, принятый на вооружение голливудскими студиями?



Озвучивает тему и модерирует дискуссию Аюр Санданов, киновед, сотрудник Центра «Кино и современное искусство» ФИИ РГГУ. Показ начинается в 19:00 и пройдёт в здании РГГУ на Миусской (вход с ул. Чаянова, м. «Новослободская»), в аудитории № 273. Вход бесплатный, для посещения нужно зарегистрироваться в форме на странице http://realskill.ru/?p=2957.


Знакомо название «Тёмный город» (Dark City)? Вот именно. Дело в том, что этот фильм вышёл в один уикэнд с «Титаником» и, естественно, звучно провалился. Не помогла даже восторженная пресса: так, легендарный критик Роджер Эберт сравнил его с «Метрополисом» Ланга и «Космической одиссеей» Кубрика. Через год вышла «Матрица» (частично снятая в тех же декорациях), окончательно загнав «Город» во тьму забвения.
Откуда взялись «философские блокбастеры»?

Филип К. Дик, американский фантаст, считается классиком «параноидальной прозы». В большинстве его произведений реальность — лишь иллюзия, скрывающая множество равноправных для сознания миров, которые могут подменять друг друга с пугающей легкостью.

После «Матрицы», а теперь и «Начала» Нолана, такая концепция не кажется дикой. Но до этого даже в экранизациях произведений самого Дика его любимую тему предпочитали обходить стороной, считая слишком заумной для рядового зрителя. К примеру, в картине «Вспомнить всё» П. Верхувена главная загадка первоисточника (строителю ли снится, что он суперагент, или суперагенту — что он строитель?) остается за кадром, уступая место увлекательному экшну.

Создателям дешёвого хоррора «Крикуны» по Дику и развесёлого «Вспомнить всё» и в голову не приходило, что именно паранойя и психоделические фантазии писателя могут принести фильму миллиард. И тем не менее сегодня американский киномейнстрим уверенно осваивает эту территорию. У направления «умных блокбастеров» даже есть свой мессия — Кристофер Нолан, который сочетает несочетаемое: заумный, неоднозначный сюжет и миллиардные сборы.

Даже основная аудитория голливудской продукции, подростки, выискивают фильмы, способные «взорвать мозг» — то есть подкинуть разуму небывалую и сложную экзистенциальную концепцию. И как снобы зачитываются Кастанедой и Борхесом, так и широкие массы неистово голосуют кошельком за фильмы вроде «Матрицы» и «Исходного кода», а после скупают литературный научпоп с толкованием «умных блокбастеров».

При этом процесс прогрессирует: трилогия сиблингов Вачовски под конец свалилась в совсем уж неразборчивое псевдофилософское бормотание, а недавнее «Начало» — один из наиболее «дикианских» фильмов всех времен.

Поэтому так интересен сегодня «Тёмный город» Пройаса: неслучившийся прорыв, чье место в истории заняла «Матрица». И дело не только в том, что «Город», виртуозная ретро-стилизация под нуар, элементарно красивее. «Тёмный город» доводит буддистский парадокс «Матрицы» до логического завершения. В фильме Вачовски героям достаточно проснуться «в реальность», и сразу становится понятно, что делать и в кого стрелять. А в «Тёмном городе», по заветам Филипа Дика, герою некуда бежать: он зритель снов, которым некому сниться.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments