kropyva1 (kropyva1) wrote in kinoclub,
kropyva1
kropyva1
kinoclub

Categories:

"Горькие слезы Петры фон Кант" (Die bitteren Tränen der Petra von Kant"), Р.-В.Фассбиндер, 1972

Что называется: салонная драма, мелодрама даже. И в совершенно оперной стилистике, аукнувшейся у позднего Висконти, знатока и приверженца немецкой культурной традиции (критика фашизма – не в счет). Барочные интерьеры, преобладание красного в колористическом решении, филигранные мизансцены, роскошные костюмы, небытовая пластика персонажей. Цитатный фон: громадная – во всю стену – копия полотна Пуссена, музыка Верди (современники режиссера тоже звучат).«Горькие слезы Петры фон Кант. История одной болезни», 1972 год, оператор – Михаэль Балльхаус (изумительный, виртуозный).
Действие разворачивается в пространстве квартиры успешного кутюрье Петры фон Кант (в исполнении Маргит Карстенсен, интеллектуальной, утонченной, почти бесплотной актрисы). Антураж: белое мохнатое покрытие на полу, телефон, безбрежная кровать (настоящее ложе), полотно Пуссена на стене, два манекена, все. /отмечу, что кровать – не исключительно площадка для любовных забав, это также плацдарм в мир сновидений, грез/. А манекены, модели, то есть, людей, «наблюдают» за событиями в фильме и иронически комментируют их переменой своих поз. Присутствие же больших кукол в картине Фассбиндера является, предположу, намеком на «кукольный дом» и ненастоящие, надуманные, то есть, или симулируемые страсти героев.
Фильм композиционно разделен на две части. В первой соблюдено единство времени, места и действия. Во второй – времени и места. Зритель видит два дня из жизни успешного модельера, между которыми - неопределенный временнОй промежуток.
Общее место, что в картине Фассбиндера нет ни одного мужчины. Персонажи: кутюрье Петра фон Кант, ее протеже и любовница Карен, служанка-ассистентка Марлен, кузина, мать и дочь героини. Заглавная героиня, молодая женщина, пережившая два неудачных брака (вдова по первому мужу, соломенная вдова – по второму), показана в интерьере модной своей квартиры, которую не покидает.
Петра (значение ее имени – «утес», «скала», то есть: высота и твердость) – добытчик средств для семьи, состоящей из вдовы-матери и дочери-подростка (помещенной в престижный пансион). Фильм начинается с пробуждения Петры и телефонного звонка мамаши, желающей, чтобы преуспевающая дочь оплатила дорогостоящий отдых родительницы. Красноречивая деталь: героиня откладывает трубку, выжидает некоторое время и только потом сообщает матери, что, увы, не располагает необходимыми средствами. Отношения с близкими людьми у Петры не выходят за рамки материальных. Она содержит мать и оплачивает воспитание дочери, то есть, деньги выступают эрзацем чувств.Что до чувств, то их у молодой женщины – явно дефицит.
Петре оказывает услуги персонаж, которому и посвящен фильм. Триединая ассистент-секретарь-горничная Марлен (роль Ирм Херманн). Абсолютно безмолвная, беспрекословная, с пластикой хорошо заведенной машины. Тень, манекен. Марлен все видит, все знает, выполняет за Петру «всю ее работу» (с), но сама не произносит ни единого слова.
В тот судьбоносный день Петры фон Кант героиню навестила кузина Сидони. Заурядная молодая дама с челочкой a la Салли Боулз, счастливая жена. Смысл ее присутствия в картине – быть «наперсницей», то есть, задавать вопросы (главным образом, о браке, отношениях между полами и близости людей), ответы на которые характеризуют Петру и проливают свет на прошлое героини. Петра отзывается о семейном счастье и мужчинах сардонически, потому что в жизни сама играет роль мужчины, то есть, зарабатывает немалые деньги. И по этой причине имеет претензию лидировать. Она конкурирует с «сильным полом», что и сделалось причиной распада ее второго брака. Потому что муж Петры оказался вытеснен на периферию преуспевающей женой (замечу в скобках: самОй переместившейся на «низший» уровень в замешанных на страсти отношениях с любовницей), но не пожелал смириться с ролью второго плана, что и обрекло супружество.
А еще, Сидони познакомила кузину с Карен.
Диалог Петры и ее кузины занимает много, много минут экранного времени. Чтоб зритель не заскучал, слушая правда замечательный обмен репликами с щедро рассЫпанными афоризмами, Петра занята физическим действием: наведением утреннего макияжа. Это очень подробный ритуал: от надевания парика до наклеивания накладных ресниц. И это, к тому же, немаловажный штрих к характеристике персонажа. Потому что Петра надевает на себя «лицо», маску, что является намеком на поддельность, фальшь, обман и самообман. По мысли режиссера, изолированный мир Петры (квартира, которую героиня не покидает), антураж (маньеристская картина на стене), декадентские туалеты героини свидетельствуют о позе. О надуманности, искусственности, «кукольности» чувств, и в то же время – неосознанной тоске по переживаниям.
Эффектная плебейка Карен (Ханна Шигула) с первой же встречи возбуждает живой интерес разочаровавшейся в мужчинах аристократки Петры («фон Кант»). Привыкнув выступать источником материального благосостояния для родных, заглавная героиня, влюбившись в Карен, предлагает объекту страсти сделку купли-продажи. Карьера, процветание, возможности - в обмен на чувства.

Впрочем, что это за чувства. Петра, с самых первых минут знакомства с ней – искусственна, ненатуральна. Таковы же точно и ее страсти: изломанные, будуарные, надуманные. Зародившиеся на просторном ложе под полотном Пуссена. Что не лишает их, тем не менее, остроты и болезненности.
Карен, напротив, - непосредственная,«телесная», живущая инстинктами. «Простая, как три копейки», что не исключает хищности. Девушка без определенного будущего, сирота и соломенная вдова, моментально сообразила, что с Петрой ей будет «проще», чем на панели. Но Карен слишком витальна и естественна, чтобы играть в эту игру по правилам благодетельницы. Нет в ней и прямого расчета. Соблазнив важную персону ради первых ступеней карьерной лестницы, Карен не особенно дорожит своим дальнейшим продвижением. Она чересчур ленива, распущена и чувственна, чтобы заделаться по-настоящему хваткой карьеристкой.
В первой части, в ходе интимной встречи с Карен, затворница Петра балетным жестом распахивает оконные шторы, тем самым обещая новообретенной любовнице (и себе) неведомые горизонты, широкий мир.
Увы. Вторая часть начинается ссорой, когда подгулявшая на стороне Карен отдыхает с глянцевым журналом на королевской кровати, отмахиваясь от докучных ласк патронессы. Безмолвная, беспрекословная секретарша-горничная Марлен с разных ракурсов наблюдает за любовницами.

Теперь необходимо напомнить, что фильм Фассбиндера «посвящен той, то назван Марлен». И все события даны ее, Марлен, глазами. А также - глазами манекенов (их у Петры два, живая Марлен – третий).
Причиной ссоры любовниц послужило двойное предательство Карен. Потому что девушка принимает решение вернуться к объявившемуся вдруг мужу и перейти на работу к другому кутюрье. Зрителю очевидно, что прямолинейная, в общем, плебейка «нагибает», использует аристократку («фон Кант»!) не хуже, чем та – свою безмолвную Марлен. Выясняя отношения с любовницей, Петра делает важное открытие: ее удел (но и ее право, право сильного), - платить. Всегда. И эту прерогативу у нее невозможно отобрать. Оплачивая авиабилет Карен, торопящейся на встречу с законным мужем, Петра в некотором роде торжествует над безденежным своим соперником.
Всю вторую часть фильма героиня (в день своего рождения), распластавшись на полу, предается картинному отчаянию. Наряженная, между прочим, в зеленое платье, что не случайно, поскольку зеленый цвет – цвет надежды и, в некотором роде, символизирует новую жизнь. Которая неожиданно открывается для Петры после побега любимой (до безумия) девушки.
После истерического припадка, сопровождавшегося оскорблением матери и унижением некрасивой дочери, а также - демонстративным разрушением материальных ценностей (потому что это Петра их купила!), к героине приходит осознание, что ее чувства к Карен не были любовью. Это были собственнические чувства. Петра всего-навсего покупала товар, которым возжелала обладать.

День рождения Петры, в который она испытывает сатанинские мУки в ожидании телефонного звонка от беглянки, оказался началом новой жизни героини. "Переболев" Карен (напомню, полное название фильма – «горькие слезы Петры фон Кант. История одной болезни»), героиня Фассбиндера, прозрев скрытые механизмы своей страсти, освобождается от почти патологической зависимости.
Финальные сцены статичны. Уложенная в постель Петра произносит длинный монолог, в котором беспощадно анализирует свою страсть и расставляет все точки над «I». Контрапунктом идет монолог матери героини, касающийся ее, матери, личных переживаний, никак не связанных с откровениями дочери. Два самых близких (по крови) человека безнадежно отчуждены, погружены каждая в свой мир и не слышат друг друга.
А завершается «история одной болезни» неожиданным уходом от Петры ее безмолвной Марлен. Неожиданным, потому что прозревшая хозяйка, наконец, изволила разглядеть в «манекене» - человека. Попыталась установить личный контакт и даже сделала первый шаг к сближению.

Но Марлен не кинулась в распахнутые объятия. В ответ она, вытянутая в струнку и по-прежнему не произносящая ни единого слова, четко перемещаясь в кадре слева-направо и справа-налево, деловито пакует чемодан. в который укладывает и подаренную Петре кузиной роскошную куклу (манекен в миниатюре), внешне напоминающую пустышку Карен. Кукла, однако, будет вынута из багажа горничной и оставлена на мосту, где она призывно протягивает в темноту коротенькие свои ручки.
Пролетариат, то есть, не идет на сделки с буржуазией (аристократией ли). Он служит, он беспрекословно подчиняется, но не продается, нет. Он, возможно, манекен, но никак не игрушка.
А то, что над душевными смутами Петры Фассбиндер иронизирует, лучше всего обозначено эпитетом «горькие». Касательно слез.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments