Алейников Никита (nik_aleynikov) wrote in kinoclub,
Алейников Никита
nik_aleynikov
kinoclub

Category:

Рассекая волны / Breaking the waves





Год: 1996
Режиссёр: Ларс Фон Триер


Внимание! Если вы вдруг не смотрели данный фильм, предупреждаю - в тексте возможны спойлеры.


Читая отзывы на фильм, везде натыкался на слово "драма". Дело в том, что давно уже надо было создать жанр "фильм Ларса Фон Триера ". Я терпеть не могу, когда мне на вопрос "Про что этот фильм?" отвечают "Про жизнь", я предпочёл бы ответ, напрямую отражающий тематику фильма: "про религию", "про любовь", "про зло"... Но в случае с фильмами Триера, никакого другого ответа, кроме как "Про жизнь", на мой взгляд, быть не может. Почему? А вот попробуйте в двух словах объяснить, про что "Рассекая волны". На самом деле, описать это произведение довольно просто - "Фильм Ларса Фон Триера". Что такое фильм Триера? Это долгое мучение. Ты понимаешь, что всё происходящее на экране жизненно и, зачастую, гениально, но при этом совершенно непонятно, зачем такое снимать. Талант Бесс - верить. Верить своему богу, мужу, всем. Талант Ларса - снимать терзающее зрителя кино. Но как бы мне ни было трудно смотреть его фильмы, я буду их смотреть, так как считаю Триера лучшим режиссёром современности. Тут вы, конечно, можете со мной поспорить, но это всего лишь моё мнение.

"Love is a mighty power" and breaking.


Так вот, вернёмся всё-таки к фильму. Начиная смотреть его, я не сомневался, что в нём будет персонаж с проблемами с психикой, а может дальше несколько. И, дейсвительно, у Бесс таковые имеются. Но мне кажется, что её главная проблема не в этом, а в привязанности. Привязанности к богу, к близким, а затем и к Яну. Позже эта привязанность в сочетании с чувством вины, ухудшает её состояние и убивает её. По-другому в фильме Триера дело закончиться и не могло. Из трилогии "Золотое Сердце" я смотрел только "Рассекая волны" и "Танцующая в темноте". Совершенно ясно, что герои Эмили Уотсон и Бьорк похожи, но при этом у совершенно разные проблеммы. Сельма старается ради своего сына, у неё вполне реальная цель. А вот цели, которые преследует Бесс, весьма мистичны. И заметьте, в обоих фильмах герои достигают цели, жертвуя собой. В обоих случаях читается один  и тот же религиозный подтекст.
О технической стороне. Про фильмы Ларса Фон Триера, снятые по Догме 95, могу сказать одно и то же: "если бы мне сказали, что это не кино, я бы верил от первого до последнего кадра". Этому способствует и то, что сюжет не поддаётся предсказанию, даже на ближайшие пять минут, и то, как играют актёры, и, конечно же, ручная камера, придающая эффект любительской съёмки.
Отдельное спасибо режиссёру за концовку. Звуки колоколов в небе посреди моря - это мощно. Ведь где-то они должны быть, если их нет в церкви. Я люблю этот фильм.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments