Приятно видеть в основных ролях наших по-соседски знакомых актеров - Владимир "Непобедимый" Епифанцев органично стал Вавиленом, Гордон - Ханиным, даже Сергею Шнурову и Роману Трахтенбергу роли нашлись.
С точки зрения кино - спорно, но как зрителю мне тепло от того, что в фильме не постеснялись проговорить целые куски из книжки Пелевина.
Конечно, акценты значительно сместились. Вместо титановой иронии писателя про вау-импульсы и на тему "кто же у нас всем реально управляет?" получилось кино преимущественно про гениальный рекламный арт - который лабает не в меру образованный креативщик в режиме мухоморного трипа. Теория про вау - через запятую, виртуальное Правительство - сегодня уже не смешно.
Зато замечательно воплотили рекламу Татарского: от "Спокойного среди бурь" - до незабываемого концепта "И дым Отечества нам сладок и приятен...".
Фильм становится чем-то большим, чем красочный и немного странный набор ностальгических картинок про нашу юность, когда на экране впервые появляется Вавилонская башня.
Сначала - силуэтом на горизонте, потом - таинственной громадой в ночи и вплоть до запоминающегося финала, она напоминает про то, что у Пелевина под слоями всех его идей и концепций достаточно трудно разобрать. Вавилен Татарский стал выдающимся профи в диких условиях, но первоначально он всегда оставался человеком, который верил в своё особое предназначение.
Россия любила называться третьим Римом, и пелевинский самый знаменитый роман про человека с именем города - конечно же, аллюзия на судьбу страны. Вавилен выдумывал национальную идею, но, как те тридцать птиц, что искали своего короля, не заметил, как его судьба стала этой идеей. Вот о чем Виктору Гинзбургу удалось сказать его "Поколением П" особенно хорошо: драма, путь и значение Татарского - в том, что ему недостаточно просто хорошо жить: ему всегда требовалось нечто большее.