Римайер (rimeyer) wrote in kinoclub,
Римайер
rimeyer
kinoclub

Расплата / The debt

Летние рыцари

Мы не должны забывать, как молоды они были.
«Расплата»

- За что же их жалеть?
- За то, что они рыцари лета, а зима между тем близко.
Война скоро состарит их, как состарила нас.
Джордж Мартин, «Битва королей»


Выйдя полмесяца назад, этот холодящий душу триллер прошел почти незамеченным. Между тем, «Расплата» - одна из самых значительных летних премьер, остросюжетная, напряженная и по-своему поучительная.
Три агента Моссада выслеживают в восточной Германии бывшего нацистского преступника – мучителя заключенных из лагеря Беркинау по кличке «Хирург». Под носом у Советов они должны вывезти Хирурга в Иерусалим, где его публично осудят и казнят. Но что-то идет не так – вывезти захваченного Хирурга не удается. Агенты вынуждены томительно ждать нового шанса покинуть ГДР в квартире, где обстановка меж ними постепенно накаляется…

Те, кто счел нужным поинтересоваться историей Моссада, знают, что сюжет фильма основан на одной из самых известных операций этой спецслужбы – похищении Адольфа Эйхмана в Буэнос-Айресе.
Те, кто счел нужным поинтересоваться созданием фильма, знают, что «Расплата» основана на одноименном израильском фильме, где актеры, по словам Хелен Миррен, играют не просто талантливо – яростно!

В американский «Расплате» неожиданно мощно почти всё – от вступительного эпизода с грузовиком до финального звяканья ножниц о кафельный пол. Фильм наполовину – затяжной флэшбек, в котором молодые актеры Сэм Уортингтон, Джессика Честейн и Мартон Чокаш состязаются в актерской игре с постаревшими «версиями» самих себя – Киараном Хайндсом, Хелен Мирен и Томом Уилкинсоном.
Сама история захватывает с минут знакомства молодых агентов друг с другом. Напряжение нарастает, нарастает и нарастает – не думая разрядиться даже после огненных вспышек короткого экшена. Редко можно встретить настолько крепко сжатый и превратившийся в конце просто в комок нервов шпионский фильм.
Ярко и болезненно колыхнулась на этом фоне любовная линия. Когда молодая разведчица Рэйчел садится за пианино и неуверенно выводит «Лунную сонату», а потом на клавиши кладет руки Стэфан – и «Соната» становится полнозвучной, внутри всё переворачивается.
Но центральной фигурой в фильме возвышается чистый, честный разведчик Дэвид – глыба героизма и внутренней боли, блестяще сыгранная Уортингтоном. Его учили офицерскому рыцарству, идеалам доблести и гражданского мужества – и его обеты не успела размазать война.
Чтобы добить нас окончательно, «Расплате» недостает погружения в характеры, в историю и мотивы всех этих людей. Понимая, что за чернота движет Дэвидом, мы просто подавились бы своим снисхождением к его дурацкой юношеской героике.
Но даже будучи несколько наивной в своём максимализме, «Расплата», в общем, играет на одном поле с гораздо более злой, жесткой и безнадёжной картиной «Интернэшнл». В полных юношеской романтики и бравады советских «Гардемаринах» отчетливо звучало «Наша жизнь принадлежит Родине, честь – никому». Но никто никогда не рассказывает молодым и гордым агентам, что порой между героизмом и честью – жизнь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment