akuna_matata (shapito) wrote in kinoclub,
akuna_matata
shapito
kinoclub

Отец и сын. Александр Сокуров.

Тем, кому без отвращения (или преодолевая его) удается миновать
первые кадры фильма открывается удивительный, очень личный мир безграничной,
трепетной и беззащитной любви сына к отцу. Первые кадры призваны шокировать.
Таким образом режиссер наотмашь отсекает тех, кто не способен воспринимать
форму непосредственно, тех, кто, нагружая ее принятыми в обществе стереотипами,
презрительно упрекает этот фильм в наличии в нем пидерастии, инцеста и педофилии.
И уверенным жестом привлекает тех, кто, пройдя через шок первых кадров,
оказывается способным воспринимать этот фильм с раскрепощенным сознанием и открытым сердцем.
Можно сознательно, и только сознательно (ибо социальные клише
довольно прочно сидят в наших измученных головах) избавиться
от стереотипного мышления и открыть всю глубину и сложность чувств,
рассматриваемых режиссером. Было бы желание.

Юноша, воспитанный отцом, являет собой его тонкое продолжение,
привязан к нему со всей своей юношеской пылкостью.
Отец - его Великий Возлюбленный в самом высоком понимании!
Возможный источник самых нестерпимых его страданий
("как я могу быть счастлив, если тебя не будет рядом?"),
его прошлое, его настоящее, его будущее...
Сокуров тонко показывает нам всю уникальность этого непростого чувства,
облекая его в обнаженность мужских тел, томные взгляды, долгие прикосновения,
в которых есть все, кроме похоти, которую в первую очередь усмотрели в этом каннские критики.
Он показывает нам "любовь распинаемую", трагическую любовь сына к отцу,
которая выражается в последнем диалоге фильма:
"ты где?"
"я здесь…"
"а я там есть?"
"нет…" - так отвечает отец сыну…

Как это ни тяжело, но сыну необходимо оторваться от отца и перерасти
свою детскую и такую искреннюю к нему привязанность.
На примере второго юноши, потерявшего отца, нам показана еще одна сторона отношений.
Сын, воспитанный мужественным отцом, - смел, храбр, часто безжалостен,
особенно к тем, кто боится. Юноша без отца трусоват, робок, задумчив.
В одном из их диалогов замечательно раскрывается режиссером суть таких взаимоотношений.
Сын говорит фразу об одиночестве отца и смерти. Говорит фальшиво,
на что юноша без отца точно отмечает - "это не твои слова. И мысли не твои.
У тебя есть отец, но я тебе не завидую".
Здесь открывается еще один пласт этих отношений отца и сына.
Сын стал сильным, как отец, красивым как отец
("ты красивый, как дерево" - говорит сын отцу, разглядывая его тело)
Но при этом он не способен мыслить, не способен быть самодостаточным,
не способен к самоуглублению. Именно поэтому отец старается освободить
сына от любви распинаемой. Он говорит о том, что хочет уехать.
Это известие юноша воспринимает болезненно. Через некоторое время юноша говорит,
что хочет уехать сам. На вопрос отца "а как же я?", он отвечает "а ты женишься".
"Я так хотел услышать это от тебя" - отвечает отец…

(фильм начинается кадрами ласкающих друг друга фрагментов тел.
Более общий план открывает картину, как мужчина ласкает юношу.
Оба они почти обнажены.Мужчина держит взрослого юношу на руках, как младенца.
Я думаю, что автор передал детские ощущения юноши и идею постоянного его возврата в детство.
Когда он, маленький, голый, лежал на руках у отца.)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments