anton_zuev (anton_zuev) wrote in kinoclub,
anton_zuev
anton_zuev
kinoclub

Древо Жизни (The Tree of Life, 2011)

Взрослый мужчина по имени Джек предается воспоминаниям: видит себя мальчишкой, видит своих родителей - сурового отца и любящую, всепрощающую мать. Видит, как смерть забирает людей (в том числе и одного из двух его братьев), и задается вопросом, действительно ли где-то там в тяжелом, свинцовом небе существует Бог, если он так легко позволяет кому-то уйти...

Единственное, в чем можно, наверное, упрекнуть масштабный социально-религиозный (хотя религиозность здесь все-таки относительная) эпос Терренса Малика, в равной степени обласканный и освистанный критиками, так это в том, как неловко, несмотря даже на яркую эффектную концовку, он склеен из двух стилистически совершенно разных фильмов. Первая половина (первые две трети, если быть более точным) Древа жизни - сплошной авторский поток сознания обо всем сразу; грандиозная иллюстрация зарождения вселенной с катастрофически долгими для неподготовленного зрителя панорамами Большого взрыва, подводных глубин и заигрывающих друг с другом динозавров. Оставшаяся часть - зрелище уже более жанровое; крепкая драма про отцов и детей, коих в Голливуде вроде бы пруд пруди, но ни одной конкретной аналогии в настоящем случае почему-то не вспомнить. Несколько вариантов на выбор и в то же время очевидное отсутствие целостности повествования.

Впрочем, даже за подобный дисбаланс Малика, пожалуй, стоит простить - судя по всему, он не столько снимал кино, столько привычным языком высказывался о чем-то личном и наболевшем. Мерить очередной долгострой знаменитого голливудского затворника какими-то традиционными критериями - сюжетом, актерами, наградами (в случае последних особенно смешны разговоры, что "ветка" ленте досталась лишь из-за скандала вокруг фон Триера) - моветон хотя бы потому, что ни заголовок, ни краткое описание проекта никаких четких границ изначально не обещают. Малик оправдывает размах картины действительно фантастической красоты визуальным рядом, общим настроением, располагающим не столько анализировать детали, сколько плыть по фильму на волне каких-то собственным мыслей, да, в конце концов, теми же достойными актерскими работами. Выискивать здесь Кубрика, Тарковского и пусть даже фон Триера - занятие, безусловно, приятное и способное принести свои плоды, но, похоже, перед нами тот случай, когда чрезмерная эрудиция скорее мешает правильному восприятию.

9 из 10

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments