gordon_lachance (gordon_lachance) wrote in kinoclub,
gordon_lachance
gordon_lachance
kinoclub

The Tree of Life | Древо жизни




Всё смешалось у Теренса Малика: бывший муж Мадонны в роли сына, нынешний друг Анджелины Джоли, занявший место молодого отца. Всё переплелось в этом "Древе жизни" - наблюдения астронома и заметки юного натуралиста, энергия космоса и буйство неукротимых природных сил. Многозначительность ветхозаветных цитат и многозначность закадровых слов - незыблемость канонов и искренность признаний, приводящих семью, как каплю мира, крупицу вселенной, быть которой и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь!

Смущая приличия, режиссёр увлёкся затяжной нарезкой символики всеобщего движения, не скоро возвращаясь к дому, куда носильщик почты доставил трагическое письмо, ставшее началом для блуждающих воспоминаний сына, обращающегося голосом к Брату, Матери, в размышлениях о прошлом, преломляя в сознании спорный образ своего отца.

Оторвавшись от художественных иллюзий, взгляд пребывает в родительские объятия, где взрослые рукополагают жизни своих сыновей. Благодать и строгость, дополненные братской любовью и великодушным прощением - Малик и тут не может обойтись от знаков, наполняя каждую минуту мощным давлением оркестровой волны, связывая лица со стихией, глаза с небом, а небо с землёй.

Тут нет сути, как нет и судьбы. Есть лишь обобщения и легенды, нагромождение эффектных штампов о мироздании и природе вещей, превращённые режиссёром в томительный каталог архетипов, возведённых в абсолют визуальным совершенством съёмки, с которой соперничает актёрское бескорыстие честных мальчиков, невероятное терпение Бреда Питта, выдвинутой нижней челюстью фиксирующего непременную строгость требовательного отца, и, конечно же, милое очарование Джессики Честейн, остающейся вечно молодой матерью троих сыновей, которые выглядят единственными носителями настоящей жизни, а не формальными образами мирской суеты.

В картине есть только два времени - детство и зрелость, между которыми проложена загадочная космическая пустота. А ведь была ещё юность, были многие годы, был Вьетнам, забравший добрейшего мальчика, которым, как показали, был умерший брат - всё это оказалось вне поля взгляда, как и другие люди, которые побывали в жизни главного героя помимо матери и отца.

Фильм собрал много весомых мыслей, вечных вопросов, старых, как весь этот мир.
Серьёзные имена в кастинге – такой же набор веса, что Малик ищет в авторитетном слове, наполняя свою ленту мудростью из признанных фраз. Только, если у Бреда Питта ещё есть поле деятельности, то Шону Пенну отведены лишь минуты для короткого взгляда в бесконечность суетной суеты с кружевами фраз, прячущими прямую речь, маскируя отсутствие личного взгляда автора на явление и его итог, масштабные кадры, изображающие планеты крупицами Вселенной, а семью - каплей в море, в море пресной воды мыслителя, растворившего камерную историю в бесконечной глобальности вечных тем.

Вот и каннское жюри не устояло под напором вселенской мощи, посчитав, что награда хоть лет на десять да уймёт пыл мифического героя, открывая дорогу тем, кто, не меряясь с великими, добивается удачи в конкретике малых чисел, а не путается в абстрактных значениях больших величин.

Вечные вопросы приходят из вечности, туда же они и уходят, оставаясь непостижимой основой всего бытия. Противоречия и конфликты - движущая сила мироздания, человеческой природы и Космоса, где взрыв является началом нового, рождением звезды и всего другого сущего, так было, так есть ныне, и пребудет с другими в веках.

Стоя на плечах гигантов, Малик мог видеть дальше пройденного, но этот художественный опус не принёс гениальных открытий, став лишь эффектной формой для ярких афоризмов, которые были преданы свету, увы, до него.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments