Шпуллер (ex_spuller432) wrote in kinoclub,
Шпуллер
ex_spuller432
kinoclub

Categories:

Контроль (Kontroll, Венгрия, 2003)

Крупный город без метро - это сегодня и не город вовсе, а большая деревня. Миллионы людей в метрополиях по всему миру спускаются каждый день вниз и почти все из них снова умудряются попасть наверх. А там, под городом, кипит своя жизнь. Давно забыты страхи Эдгара По и мрачные картинки Короленко. Для рядового пассажира нет причин чего-либо бояться в наш просвещенный и освещенный неоном век. Если, конечно, придерживаться двух правил: всегда иметь при себе действительный билет и не подходить слишком близко к краю платформы.

Есть метро и в венгерской столице. Впрочем, следует внять просьбе начальника Будапештской транспортной компании. Высокопоставленный служащий появляется в начале фильма и, стоя где-то в подземном депо, зачитывает по бумажке обращение к зрителям, в котором делится радостью по поводу того, что его предприятие помогло в съемках фильма молодому многообещающему режиссеру. Режиссер лично пообещал, что кулисы будут лишь метафизической проекцией глобальных и универсальных идей. И зритель никак не будет ассоциировать место действия данной картины с уважаемой Будапештской транспортной компанией. И поэтому большая просьба к зрителям: ищите универсальные идеи, забудьте про будапештское метро.

Любой начальник боится утратить контроль. Да что уж там: любой благополучный человек живет в страхе лишиться возможности контролировать свое существование, стать лузером, найти последнее прибежище в качестве контролера в общественном транспорте, да еще под землей. Ниже падать некуда. Хотя и там, под землей, тоже своя иерархия: есть передовые бригады контролеров. Они работают на лучших линиях, получают новую красивую униформу и похвалу начальства. И есть полные отбросы, вроде пятерки героев этого фильма под предводительством Булчу. Булчу вообще уже на все наплевать, он даже не поднимается наверх, оставаясь ночевать в метро. И его коллеги - такие же freaks и underdogs как и он сам. "Профессор" уже 30 с лишним лет работает контролером и даже написал труд "Служебные инструкции и мораль". Муки когда-то хотел стать полицейским, но провалил вступительный тест. У него проблемы с давлением и он теряет сознание, как только начинает нервничать. Новичок Тиби должен был перенять семейную мясную лавку, но не выносит вида крови. И еще Лечо. Что можно о нем сказать? Лечо просто воняет.


Будни у контролеров суровые. Им достается по полной программе от таких же безумных пассажиров, братков-сутенеров, хулиганов и начальства. Нормальные люди проскальзывают в кадре лишь мимолетно, ведь у них есть билеты... И тут еще вдобавок пользователи метрополитена начинают падать под поезда, прямо эпидемия какая-то. То ли им всем разом жизнь надоела, то ли этот странный тип в кожаном пальто с капюшоном их сталкивает, ловко обманывая камеры наблюдения. Надо что-то делать.

Фильм начинается как черная комедия и заканчивается как полнейший мистический психотриллер. Надо отдать должное режиссеру Нимроду Анталу: он все сделал правильно - отличный саундтрек, яркие характеры, красиво все сработано и с операторской точки зрения. Но главное: он не стал снимать этакий карпатский вариант традиционного американского триллера, не стал наводить глянец а-ля бессоновский "Subway". Именно таким и должно быть, наверное, национальное кино - последовательным и бескомпромиссным в демонстрации действительности, а уже вокруг этого можно построить любую историю. А о грезах пусть заботится Голливуд, на то и есть глобализация и международное разделение труда.

Отдельно хочется отметить главного героя Булчу (Sándor Csány). Очень классный чувак. А уж по количеству кровоподтеков в конце фильма он может сравниться с самим Брюсом Уиллисом, с той разницей, что ничего стоического в его выражении лица нет. Булчу не крут. Ему просто пофиг.

Фильм на Imdb.com: http://www.imdb.com/title/tt0373981/
 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments