Вируслав Ионович Радиадский (viruslav) wrote in kinoclub,
Вируслав Ионович Радиадский
viruslav
kinoclub

Categories:

"Время ведьм"/ "Season of the Witch", реж. Доминик Сена (2011)

Все новогодние праздники крутили «Битву Экстрасенсов». А на днях рассказывали про Гагарина, который в космосе видел Бога. С виду приличные люди наговорили такой ереси, что поневоле захотелось сходить на этот фильм.

 

Инквизицию изначально ввели для борьбы именно с ересью. Началось с того, что ересь катаров (что-то вроде манихейства) расползлась на всю южную половину Франции. Во времена, когда религиозная принадлежность определяла человека примерно так же, как сейчас национальная, ересь, призывающая выйти из-под власти Ватикана, была чем-то вроде чеченского национал-сепаратизма. Чтобы навести конституционный порядок, Папа натравил на Лангедок всех охочих до грабежа рыцарей, что, в общем-то, и называется «крестовый поход». Именно во времена Альбигойских походов, на территориях, лишь частично поражённых ересью, папским легатом Арнольдом-Амальриком была произнесена знаменитая фраза: «Caedite eos! Novit enim Dominus qui sunt eius» — «Убивайте всех! Господь узнает своих!».

Результат - миллионные потери среди христианского европейского населения. Впредь допускать подобного было нельзя. Кто будет десятину платить? А потому не стоит доверять важное дело борьбы с ересью участковым епископам. Данное занятие целиком и полностью перепоручили крайне ответственному ордену доминиканцев, тем самым породив новую спецслужбу – Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium (Святой отдел расследований еретической греховности).

Слово «Inquisitio» означает расследование, следствие. Занимались тем, что ловили еретиков, судили, определяли меру наказания и отдавали светским властям для исполнения (сами не имели права). Фильм, кстати, начинается с ситуации, где представители светских властей показали себя с крайне безответственной стороны - поленились довести казнь до конца. Непрактичному священнику пришлось возвращаться среди ночи и доделывать. Кончилось всё плачевно.

Вскоре еретики кончились, но кушать что-то надо было (доминиканцы жили с конфиската), принялись за экстрасенсов и народных целителей. Во времена, когда культурный уровень католического мира был в среднем ниже не то, что исламского, даже православного, когда никто не мылся, и гадили, где присели, психиатрических заведений не было и в помине. Если пациент мирный, его почитали блаженным и давали приют в монастыре. Там он выполнял всякую грязную работу. Если буйный и опасный – считали одержимым Сатаной и прописывали всеразличные ритуалы, вплоть до аутодафе. Обвинить в колдовстве довольно просто, и, чтобы окончательно не впасть в беспредел, была написана специальная книжка – «Молот ведьм». Чтиво вполне себе научное, скучное, как учебник криминалистики. Подход к магии был неожиданно научно-атеистическим. Всё страшное колдовство  (например, распространённые случаи внезапного исчезновения у мужчин гениталий) сводилось к банальному гипнозу. В кино из-за такого вот гипноза погиб зрелый опытный воин.

Нас довольно редко балуют фильмами про мрачное средневековье. «Робин Гуд» прошлого года выглядел неплохо, но там не было даже полноценного католического мракобесия, не то, что чумы. Ридли Скотт – превосходный режиссёр. Даже когда снимает такую дрянь, как «Робин Гуд», на выходе получается весьма неплохо. А когда под творческим руководством Джерри Брукхаймера снимал «Царствие Небесное» – было совсем замечательно. Так или иначе, лучший фильм на заданную тему – «Плоть и Кровь» Пола Верховена – не переплюнуть.

К сожалению, здесь нет ни Брукхаймера, ни Ридли Скотта. Присутствует лишь некто Доминик Сена, который тоже как-то раз работал с Брукхаймером над фильмом «Угнать за 60 секунд» с тем же Кейджем в главной роли.

В начале фильма мы видим смешную компьютерную реконструкцию каких-то военных действий на Ближнем Востоке. Крестовых походов в Святую землю в 14-м веке не было, это явно какие-то мелкие разборки ради удержания власти. Главному герою (Николас Кейдж) внезапно перестаёт нравиться убивать женщин и детей, грабёж не доставляет былого удовольствия. Вместе с дружком, Роном «Хеллбоем» Перлманом, паладины решают дезертировать. Я так и не понял, какой социальный статус у этих рыцарей-крестоносцев, где их боевые кони, где оруженосцы, копья (рыцарский отряд, состоящий из вооружённых крепостных, назывался «копьё») и прочие атрибуты военной аристократии. Для удобства будем считать их дерзкими холопами, сбежавшими от религиозно-озабоченного хозяина и объявленными во всекатолический. Как только прибывают на родину, их ловят и обещают наказать, но потом изменяют меру пресечения на общественно полезные работы по конвоированию одной народной целительницы к месту исполнения приговора. Тут-то всё и начинается…

Героя Кейджа весь фильм мучает странная, доселе незнакомая душевная хворь – совесть. Этим ловко пользуется подследственная, стараясь войти к конвоиру в доверие. Строит печальные глазки, демонстрирует шрамы от кнута на спине, а параллельно даёт конвоирам установку на убийство друг друга, а также приманивает волков и прочие неприятности.

Неплохая сцена на гнилом подвесном мосту заканчивается предсказуемо. Как будут возвращаться домой – непонятно.

Перлман весь фильм эдаким ведомым разгильдяйчиком, всюду таскается за Кейджем. Совесть ему по-прежнему неведома. Кто глупее, дурак или тот кто следует за ним? Немного бессмысленный персонаж, хотя обезьянья рожа ещё в фильме «Имя Розы» отлично вписалась в декорации.

Терри Гиллиам, когда рассказывал про своих «Братьев Гримм» по секрету поведал, что была б его воля, у всех в фильме были бы грязные гнилые зубы. Здесь же все направо-налево сверкают голливудскими улыбками.

Декорации хороши. Там, где вместо них не используется графика, которая так себе. Монтажу явно не хватает бодрости. В саундтреке неплохо бы звучала танцевальная «E Nomene». В атмосферу вписывается прекрасно, да и динамичности прибавила.

Собственно aтмосфера, вся эта средневековая кровища-грязища, готично-нургловский стайл – исполнена на пределе скудных возможностей. Если ночной лес, то туман и волки, похожие на мёртвых собачек из «Resident Evil». Если врачи, то со смешными «клювами» для ингаляционного бальзама. Если монастырь – то чумовые монахи, ползающие по стенам, аки черти из «Вия». Гнилые разложившиеся трупы, похожие на человекообразные кучи серо-зелёных испражнений – основное достоинство фильма. Атмосфера здесь - главное. Главное и единственное.

Всё остальное либо обслуживает атмосферу, даже вопреки логике и здравому смыслу, либо попросту плохо, криво и дёшево. «Конец немного предсказуем» и напоминает недавних «Ультрамаринов» по Вахе. Непонятно, если демоны (недаром дети Божьи) могущественны вот настолько, зачем им все эти уловки, хитрости и коварства?

Итого: дорогая картонно-компьютерная костюмированная дешёвка вроде «Соломона Кейна». Если Кейн понравился – понравится и это. 

Вируслав Радиадский, 12 января 2011

 


 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments