Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kinoclub,
Варвара Ухорская
kinouho
kinoclub

Мои итоги киногода – 2010

Прошлый год уходит в историю, так что вспоминать о нем нужно только хорошее. С точки зрения кино, сделать это нетрудно.

С Новым Годом и Рождеством! Хороших и разных фильмов в новом году!

В старом, 2010-м, они действительно были хорошими и разными.

Что глаза увидели такого на наших экранах, что пойдет на жесткий диск? Речь идет не о плохих и хороших фильмах, даже не о "понравилось-не понравилось", но о силе впечатления.


Большинство заметных кинособытий на российском экране – конечно, родом из Америки. И это не странно: Голливуд если и не больше всех фильмов в мире производит, то прокатом и промоушеном своих фильмов в мире занимается точно лучше всех.

 

Наши киноэкраны заполнены огромным количеством голливудской продукции разного качества, но и в этом море разливанном шедевры блистают ярко:
"Остров проклятых" Мартина Скорсезе,
"Начало" Кристофера Нолана – мощные и сильные фильмы 2010 года, которые не только оставили след в душах тех, кто их видел, но и наверняка войдут в обойму нестареющих, требующих пересмотра и знакомства с ними подрастающего поколения.

"Остров проклятых", помимо высочайшего уровня, объединяет с "Началом" исполнитель главной роли – Леонардо ди Каприо, которого можно смело назвать актером 2010 года.  Яркие, запоминающиеся образы, может быть, похожие друг на друга чем-то, но в палитре ди Каприо это вовсе не единственная и даже не преобладающая краска, может быть, это краска 2010 года – глубокомысленная неоднозначность и скрытый поначалу трагизм?


Рыцарь дня | Knight and Day

Еще из голливудских запомнилась авантюрная комедия "Рыцарь дня" – чудесное развлекательное кино выходного дня и курортного сезона, которого хватит не на один день и не на один сезон, с прекрасными актерскими работами Тома Круза и Кэмерон Диас: оба они столь же прекрасны и ловки, сколько и комичны, а таких пар не так уж и много – и в жизни, и в кино. 


Серьезный человек | A Serious Man

В жанре артхаус американцы брать Коэны занесли в анналы 2010 свой фильм "Серьезный человек" – ироническую трагикомедию в духе Чехова с ярко-выраженным еврейским акцентом, на котором настаивают сами авторы – в качестве автопародии.


Призрак | The Ghost Writer Девушка с татуировкой дракона | Män som hatar kvinnor

К числу лучших фильмов прошедшего года смело можно отнести два европейских фильма: "Призрак" Романа Полански и скандинавский "Девушка с татуировкой дракона". Оба фильма похожи друг на друга тем, насколько они не похожи на американские. Уединенность, отстраненность, холод и медленное, но неотвратимое раскрытие тайны – замечательный ритм, северный цвет, другие лица – даже у знакомых актеров, играющих в "Призраке" у Полански, все они играют англичан, и  выражения лиц у них такие, старосветские, своеобразные… Как будто европейские кинолица обладают все некоей штучностью, а американские – в большинстве своем – некоей серийностью…


Меня зовут Кхан | My Name Is Khan

А вот лица индийский актеров из фильма "Меня зовут Кхан" обладают какой-то особой привлекательностью: как будто мы когда-то забыли их, но так рады вспомнить опять…
"Меня зовут Кхан" – первый индийский фильм на американском материале – прекрасно продемострировал, как логично, и в то же время оригинально увязываются друг с другом и дополняют друг друга две великих кинотрадиции.

Теперь - о нашем кино.

Утомленные солнцем 2: Предстояние

По силе впечатления, пожалуй, №1-2010 го года российский фильм – это "Утомленные солнцем-2" Никиты Михалкова. Впечатление произвел огромное – посмотрите только на гигабайты переписки, комментариев и гневных отповедей противников фильма с умеренными сторонниками. Взорвал мозг, что тут скажешь!


Мелодия для шарманки 

Еще из российских фильмов, вышедших на экраны в прошедшем году, больше всех поразили "Мелодия для шарманки" Киры Муратовой и документальный фильм Игоря Майбороды "Рерберг и Тарковский: обратная сторона Сталкера". Оба фильма отмечены печатью гения. Да, вот так у нас: регулярного и непрерывного производства сносного и качественного кинопродукта наладить не умеем, зато пару-тройку гениальных фильмов в год снимем, это уж будьте спокойны!

"Мелодия для шарманки" Киры Муратовой – произведенная аж в 2008-м, награжденная уже "Никой" прошлогодней, до российского экрана – ограниченным прокатом! – добралась только прошлой весной, поэтому смело записываем ее в киновпечатления года уходящего. Впечатление сильное, впервые за долгие последние годы боль и сострадание в фильме Муратовой перевешивают отвращение к людям. То есть отвергает то, что отвергает, Муратова не через отвращение от людей, ведущих себя не по-человечески, а через любовь к безгрешным жертвам. Кажется, чтобы достучаться до сердец, любовь все-таки подходит больше.

"Рерберг и Тарковский: обратная сторона Сталкера" – документальный фильм Игоря Майбороды. С прокатом – та же история, что и у Муратовой: вышел на экраны в 2010м, хотя снят был гораздо раньше. Идут разговоры о телевизионной многосерийной версии. Выдающийся образец документально-художественного фильма о гениальных людях, уникальных творцах, об ушедшей эпохе титанов. Величественная ода операторскому искусству и российской операторской школе. О людях, которые жили совсем недавно, но меряли жизнь и творчество совсем другими категориями. Очень выразительное – и познавательное кино.


О чем говорят мужчины

"О чем говорят мужчины" – очередная экранизация хитового спектакля хитового московского театра "Квартет И". На этот раз – не буквальное, а достаточно вольное переложение на экран сценического действа. Театр и его авторы-актеры остаются самыми остроумными и симпатичными людьми в Москве, и на экран эти свои сильные качества переносят вполне удачно. Такого феерического впечатления, как от спектаклей, от фильмов ("День выборов", "День радио") все-таки не возникает, но – комедии получаются на голову выше средне-статистических российских.


Москва, я люблю тебя Перемирие

"Москва, я люблю тебя!" и "Перемирие" – яркие представители нашего нового кино, неяркого по определению. Запомнились некоторым изменением тональности звучания и, вот именно, усилением визуального ряда: как будто мораторий на выразительные средства снят и можно чуть-чуть прибавить света и цвета, убавить серости и грязи – и по форме, и по содержанию. Название кинотаврского чемпиона – "Перемирие" – точно отражает возникшее новое взаимоотношение этого кино-жанра со зрителем, с которым раньше шла реальная война.


Как я провел этим летом Овсянки

"Как я провел этим летом" и "Овсянки" – российские лидеры-2010 по европейскому, типа, гамбургскому, счету. Запомним их, конечно, уже по количеству призов и теплых слов в адрес российского кино, звучавших с высоких трибун главных международных фестивалей.


Счастье мое

"Счастье мое" Сергея Лозницы. Учитывая наши национальные особенности, нужно какой-нибудь нашей киноакадемии или профессиональной киногильдии учредить приз "Груз 200" имени Алексея Балабанова и присваивать его самым отличившимся в жанре. Вот в истекшем, 2010-м, году Сергей Лозница практически переплюнул основоположника движения.


Брестская крепость

"Брестская крепость" Александра Котта и Игоря Угольникова. Чтобы понять, почему такое ликование вокруг военной документальной хроники, нужно вглядеться и вдуматься в название, которое, оказывается – не только в фильме, но и в жизни, и в жизни! – несет, помимо чисто топонимического, еще и символический смысл. Фильм - не о географическом. Крепость – не только архитектурное сооружение, военное укрепление, но и свойство, душевное качество, с такой мощью явленное защитниками БК и вообще героями той войны. И фильм очень ярко и доходчиво показал, что такое "крепость". Вероятно, люди увидели и восприняли то, чего им не хватает. Ясно, что фильм будут смотреть и пересматривать.



Что можно сказать в итоге?
Хорошие фильмы есть, есть и гениальные. Но: почти нет жанра, почти нет повседневных, не эпохальных, без замахов, хороших фильмов, из которых состоит нормальный развитый кинематограф. Хотя фильмов выходит очень даже много. Но большинство из них по разным причинам трудно/не хочется смотреть. И дело, теперь уже наверняка всем ясно, не в отсутствии профессионалов. Как будто отсутствует договоренность между российским зрителем и кинопроизводителем, о чем мы хотим смотреть и что они хотят снимать/показывать. Это – общая проблема рассогласованности всех со всеми, она заметна во всех сферах жизни, а в кино – особенно, потому как кино – самая наглядная сфера жизни. А обретение согласия – согласитесь, задача не узко-цеховая.

Хотя, конечно, в современном мире кино – один из самых мощных социальных инструментов, инструментов социального моделирования-манипулирования-конструирования. Если такую задачу ставить. (Или ставить противоположную).  Так что, может быть, российское кино гораздо больше повинно в общей рассогласованности, чем само готово признать. Из вышеперечисленных самых заметных фильмов 2010 года, пожалуй, только два не работают на рассогласование и противопоставление. Да и те: "О чем говорят мужчины…" вполне себе противопоставляет мужчин и женщин как сообщества с противоположными интересами и взаимоисключающими стремлениями. А "Рерберг и Тарковский…" и вовсе рассказывает о конфликте на Олимпе. Вероятно, просто в мире нет мира. Правда, так отчетливо свидетельствует об этом именно наш, отечественный кинематограф.

С Новым годом! Будем смотреть кино!

А что ВЫ увидели такого на экранах в 2010 году, чтобы вас, если и не поразило, но заставило запомнить?

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments