ya_mal (ya_mal) wrote in kinoclub,
ya_mal
ya_mal
kinoclub

О фильмах на фестивале "Арктика"


Хочется пару слов сказать о фильмах, которые удалось посмотреть на фестивале.

Сразу оговоримся – удалось посмотреть только часть, потому что 11 часов просмотра даже для очень усидчивого зрителя – чересчур. И это обидно, потому что фильмы были в самом деле хорошие.

Гран При получил «Полярник», снятый режиссером Николаем Волковым по сценарию Владимира Стругацкого.



Кадр из фильма "Полярник"

На вручении призов режиссер выглядел слегка потерянным и посетовал, что ни один из российских телеканалов – включая «Культуру» - его кино не взял.

Конечно, у телеканалов свои понятия о рейтингах и вкусах зрителей. Но на наш взгляд, не надо обладать никакой особой подготовкой и тонкостью чувств, чтобы понять все, о чем в фильме говорится.

Собственно, речь в нем о полярнике – человеке, который год за годом, раз за разом собирается и едет к полюсу. Работа у него такая. Со всеми полярными прелестями: морозом, занесенным снегом оборудованием, застрявшими во льдах судами и пр. И это одна сюжетная линия. 

А вторая – его родительский дом на Большой Земле, в зеленой деревеньке, где по сей день растет огромная груша на месте дома, где он родился, и по сей день ждет такая маленькая, старенькая, в платочке, мама.

И мама искренне не понимает, что за корысть государству в этом треклятом полюсе, из-за которой ее кровиночка рискует и здоровьем, и жизнью. Признается, что увидела его фото, что ли, всего обмерзшего, с заиндевелой бородой, на голом ледяном поле, и – «лучше б не видела!» - еще страшнее стало.

И ей хочется, чтоб он никуда не уезжал, потому что там – не место для человека. Ей и одиноко без него, и страшно за него, и пора бы уже ему остепениться, осесть, успокоиться… И она уже понимает, что ничего не изменится. Он – такой, эта жизнь – навсегда, до конца, пока будут у него хоть какие-то силы. Печальный, мудрый, очень красивый фильм…

Еще очень понравилась «Нярма».



Отрывок из фильма «Нярма»

Кажется, что нярма – это какая-то местность, верно?... Но нет. Это такая длинная топором тесаная палка, которой подбивают полозья нарт. Потому что нарты ездят круглый год – по слежавшемуся в камень снегу, по голому обдутому льду, по камням и болотным кочкам – много-много километров вслед за оленьим стадом, вокруг оленьего стада… И полозья давно лопнули бы, кабы не нярма.

Нарты едут, а человек где едет, а больше – пешком, и не просто пешком – бегом, целый день на ногах, в постоянном движении, кружении, погоне… Собственно, об этом и фильм – о жизни оленевода. Молодой, совсем мальчишка, Гоша, и на нем – мама, жена, ребятенок – и огромное стадо. В принципе, никто из нас даже не задумывается, что это такое – жить вдали от привычных благ цивилизации, самое трудное, что нам достается – «туалет типа сортир» и самодельный душ на даче. А представьте что это такое – кочевая жизнь, когда каждый день надо не диван-кровать собрать-разобрать, а целое жилище, погрузить-разгрузить, обустроить. Когда мясо надо не просто приготовить, но и убить, и освежевать, одежду не купить, и даже не просто сшить вручную, но и шкуры для нее, и оленьи жилы вместо ниток выделать самостоятельно. Когда за хлебом – неделю на оленях. Когда вода не из-под крана и не в колодце, а в ручье или речке, или вовсе воды нет, а есть снег, ведро набрал – от силы пару-тройку литров натаяло: хочешь мойся, хочешь пей… И так каждый день и круглый год. И олени. Много оленей, которых надо сберечь, и обеспечить им пастбище, и объездить, если нужда есть…

И 23-летний мальчишка – глава семьи, надежда и опора, давно уже состоявшийся мужчина. Многие у нас, горожан, в этом возрасте могут претендовать на роль состоявшегося мужчины?... Фильм не просто интересный, но и удивительно красочно, вкусно снят. Не случайно получил сразу два приза – за лучшую операторскую работу (браво Александру Филиппову!) и за лучший рассказ о народах Севера. Снимали фильм, кстати, питерцы, режиссер и сценарист – Эдгар Бартенев, продюсер – Алексей Тельнов. Для «Нярмы» это не первая фестивальная удача – у нее в активе Гран При Второго международного кинофестиваля экологических фильмов «Золотой витязь», а почти одновременно с «Арктикой» прошел и 10-й юбилейный Балканский международный фестиваль горных, экстремальных, спортивных и приключенческих фильмов, где картина заняла первое место. По крайней мере, это те победы, о которых известно нам.

Еще один фильм отметили и мы, и жюри. Это «Корабли застывших морей» - снятая на «Леннаучфильме» лента о ледоколах, автор Вильгельм Горбачев.



Ледокол «Вайгач»

Много интереснейшей и познавательной информации, масса редких архивных кадров, огромная работа с документами – как справедливо отметил член жюри Виталий Сундаков, это то, что особенно важно, когда снимается именно документальное кино. Вот вы в курсе, как ледоколы колют лед? Как высвобождаются из затирающих их льдов? Как спасают застрявший во льдах караван? Как вообще появился ледокольный флот? Сколько в нашей стране капитанов ледоколов и откуда они берутся?... Не в курсе – посмотрите фильм, он того стоит.

Вопрос «где посмотреть?», конечно, актуален. Но ответ на него, кажется, найден.

Во-первых, председатель жюри фестиваля Клим Лаврентьев сообщил на закрытии фестиваля, что по договоренности с Госфильмофондом фильмы из фестивальной программы будут показывать в московском кинотеатре «Иллюзион». А Артур Чилингаров сказал совсем просто: «Мы найдем вам время на том телеканале, на каком будет надо».

А может, и правда найдут…

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment