radia_silence (radia_silence) wrote in kinoclub,
radia_silence
radia_silence
kinoclub

Categories:

Бой с тенью. Реж. Алексей Сидоров. В ролях: Денис Никифоров, Елена Панова, Андрей Панин, Джон Эймос.

По ночной Москве бежит девушка. В маске и карнавальном костюме. Испуганная и запыхавшаяся. Пять минут назад она вылетели из клуба, где стала свидетельницей убийства некогда друга. К другу пришла просить денег. Деньги нужны на операцию боксера. Из-за мягкотелости девушки боксер вышел на ринг, на главный, как ему казалось, бой своей жизни, с поврежденной сетчаткой глаз. Бой проигран. Парень валяется в больнице, ослепший, брошенный своим менеджером, беспомощный, но не отчаявшийся. На пятки девушке наседают ОМОН и растревоженная беспокойной свидетельницей мафия. В больничной палате девушка с искаженным красивым лицом садится на кровать боксера. Впереди и у нее, и у него - продолжающийся бой. За себя. За жизнь.
После того, как 17 марта 2005 года в кинотеатрах страны впервые прозвучит гонг, и Артем Колчин нанесет Ларри Палмеру первый удар, на головы создателей "Боя с тенью" хлынет волна зрительских эмоций. Кто-то будет с замиранием дыхания следить, как падают декорации на голову Елены Пановой, несущейся по закулисью театра. Кто-то повесит на стену плакат с сосредоточенным, сжавшимся в боксерской стойке Денисом Никифоровым. Кто-то освищет режиссера Сидорова, обвинив его в том, что вместо мощной спортивной драмы нам опять подсунули боевик с бандитами... Сидоров действительно поехал по накатанной колее, смешав привычный "бригадный" рецепт - пистолеты, доллары, любовь, перестрелки, дорогие машины и шиковые интерьеры. Только вместо "хороших плохих парней" вывел на ринг одного героя против множества подонков. Ну, чего еще от него было ожидать.
Однако перед тем, как кривиться и плеваться от разочарования и несбывшихся надежд, нужно учесть одну вещь. Режиссер Сидоров - это не Скорсезе. И не Манн. И - главное - он не претендует на роль второго Скорсезе. В одном из своих интервью он призавался: да, я пересматривал фильмы о боксерах, но переплюнуть Скорсезе и прыгнуть выше своей головы - такой цели у меня не было. Режиссер Сидоров очень четко работает на свою целевую аудиторию - ту самую огромную прослойку российского пирога, которая еще не доросла до глобального понимания меланхолического Кар-Вая или черных вигвамов Дэвида Линча, зато переросла "Сматывай удочки" и "Переполох в общаге". Режиссер Сидоров бьет в кость этой аудитории - сильно, метко, на поражение. Рассчитывая на кассовый успех, он идет привычным путем - захватывающий сюжет на криминальную тематику - нет ничего проще, чем увлечь этим целевую аудиторию. И в то же время он кидает зрителю "пищу для ума" - того самого ума, которому в школе против его воли преподавали Достоевского и Блока, который краем ленивого уха все-таки зацепил и "понятие дружбы", и "мораль в каждой истории", и "гений не может быть злодеем". Тем самым режиссер как бы приподнимает свою целевую аудиторию над ней самой, показывая - "ты тоже умеешь думать", "ты не такой дурак, чтобы смотреть глупые похождения ментов, вот тебе менты с напылением Блока". С этой точки зрения Алексей Сидоров снял фильм чуть ли не безупречный. Стилистически более выдержанный, чем свежий 3D-максовый исторический детектив про Эраста Фандорина, с отличным актерским составом. С явно выраженным положительным героем, сиротой, простым русским парнем, что не может не порадовать рядового отечественного зрителя. Без ура-патриотизма - иначе Артем Колчин обязательно победил бы Ларри Кинга, и Подольск рукоплескал бы ему стоя. Без утюгов на животах и выдранных в запале коренных зубов, делающих российские боевики столь тошнотворными. Словом, Алексей Сидоров снял хороший криминальный боевик с точным расчетом на успех среди своей целевой аудитории. С моралью - своих не бросать, иначе хуже будет. С триумфом воли - слепой, растерянный, беспомощный Колчин сжимает себя в стальной кулак и дает отпор "всей валевской рати". С легким культурным напылением - тут тебе и "Запах женщины" в кулуарах, и Оскар де ла Хойя, и даже Блок. И даже - с любовью. И глупо было бы сравнивать "Бой с тенью" с "Рокки", "Али" или "Бешеным быком", ибо лежат они в разных плоскостях. Как папайя и огурец. Но ведь наличие папайи не предполагает не-бытие огурца? Не так ли?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments