desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

«Дьявол» / Devil (Джон Эрик Доудл, 2010)

название статьи: ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

45.28 КБ

Фильм «Дьявол» интересен по двум причинам: благодаря имени продюсера, а также идее, лежащей в основе сюжета.

Продюсер и соавтор сценария (вместе с Брайаном Нельсоном) - Найт Шьямалан, автор триллеров «Шестое чувство» и «Знаки». «Дьявол» - первый фильм из инициированного Шьяманалом цикла кинострашилок «Ночные хроники». Режиссер – доселе не очень известный хоррор-мейкер Джон Эрик Доудл.

Что же до сюжета, то идея действительно хороша: в Филадельфии, в обычный будний день пятеро незнакомцев – трое мужчин и две женщины - заходят в здание бизнес-центра и садятся в лифт. Они вынуждены делить это небольшое пространство друг с другом. Вынуждены – потому что лифт застревает, и все попытки устранить поломку ни к чему не приводят. Постепенно выясняется, что один из узников – сам дьявол, и он пришел забрать жизни и души всех этих грешников, собранных там отнюдь не случайно.
Многие приемы Доудла стандартны. С первых же кадров он всячески нагнетает атмосферу: перевернутая камера скользит над океаном и над городом, за кадром гремит мрачный оркестр, в небесах собирается гроза; честно сказать, срабатывает все это слабо. Настоящее напряжение начинает ощущаться, когда пятеро обреченных оказываются запертыми в клетке на высоте двадцати с лишним этажей. Опять же – напряжение это имеет своим источником не те привычные трюки, применяемые в голливудских триллерах (резкие звуки после длительного затишья, нечто непонятное, происходящее в темноте, глупые персонажи, лезущие прямо в ловушку), а, скорее, детективную составляющую: гадаешь, что же из пятерых – настоящий князь зла? Немало драматизма также придает то, что главный герой – детектив Боуден (Крис Месина), по сути, так и остается наблюдателем, который не в силах ничего изменить.

Самое любопытное, однако, то, как в современном триллере проступает иной, намного более давний жанр. Козни злого начала, неизбежность воздаяния, компания преступников как коллекция воплощений смертных грехов, моралистический финал, вмешательство, пусть скрытое и опосредованное, божественной силы – все это признаки миракля, жанра театрального представления, зародившегося еще в Средневековой Европе. Герои мираклей глубоко погрязали в грехе, творили ужасные дела, но к финалу раскаивались (иногда не без помощи Провидения) и получали прощение свыше. Современность антуража и отсутствие в кадре вестников с небес не принципиальны: в целом сюжетная схема сохранена.

Голливуд не забыл, что кино родилось на площади, среди балаганов, как самое простое развлечение. Площади сменились залами кинотеатров, балаганы разрослись до мощной киноиндустрии, но вера в чудеса, пусть даже экранные, осталась. Значит, и такие фильмы будут выходить вновь и вновь.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments