orangegnedich (orangegnedich) wrote in kinoclub,
orangegnedich
orangegnedich
kinoclub

"Замерзшие души" (Cold Souls) (2009)

Актер Пол Джаматти играет актера Пола Джаматти, которого мучают душевные боли. На сцене он все также хорош, а то и лучше, чем с душой легкой и беззаботной, но после всякого прогона в театре чеховского материала на лице - вселенская скорбь с фирменными джаматтиевскими щеками, глазами и лысыми кудрями. На глаза попадается заурядное черно-белое объявление в маленьком квадратном окошечке в уголке газетенки, предлагающее сдать свою душу на хранение. Придя в офис, где сидит мой любимый Дэвид Стрэтэйрн (у меня любимых много, не удивляйтесь, если то же самое прочтете чуть ниже про Джаматти или Эмили Уотсон), актер Джаматти узнает, что услуга преследует цель освободить носителя неизведанной субстанции от мук душевных. Джаматти соглашается, но, недолго промучившись, просит себе внутрь поставить другую душу, желательно русского поэта. С новой душей тоже не гладко, желание вернуть свое родное, которое, оказывается, отбыло в Санкт-Петербург, Россия, не проходит, и герой отправляется в контрабандисткой-перевозчицей душ Диной Корзун в Питер, где блондинка-жена преуспевающего бизнесмена-актриса мыльной оперы (Кэтрин Уинник) твердо уверена, что в ней сидит душа Аль Пачино, а не неврастеника Джаматти.

Не люблю, когда рецензенты при разборе кино употребляют слово «странный». Оно ничего не выражает и означает лишь одно из двух – либо человек не понял что к чему, а написать охота (или надо, что скорее всего), либо неохота или не надо обижать предмет статьи, хотя на языке вертятся слова менее размытые по содержанию. Поэтому обойдусь без «странности», хотя только что хотел с него начать.

Осадочек после фильма напоминает визит главного героя в Северную Столицу – холодное, серо-зеленое, некомфортно, но необходимо. По атмосфере и содержанию – прямая дорога на Санденс. Хотя нет, не прямая – фестиваль имени Роберта Редфорда больше жмет на житейские истории, а здесь практически экзистенциальный sci-fi.

Первые минут десять выглядят очень многообещающе. Режиссер режет картину на эпизоды, в которых четко видится начало, развитие и финал. Фестивальный метод подачи сходит на нет, когда разворачивается актерский талант Джаматти, который самым наглым образом подминает под себя все повествование, превращая кино в полигон для испытаниz собственного актерского таланта. На Пола здесь можно смотреть под микроскопом, нажимать стоп-кадр, но ни одной фальшивой или даже нейтральной нотки вы не увидите. Великий актер здесь купается и катается по своей роли, гоняя мурашки по всему телу, ведь играть так просто невозможно. Это первая и главная причина, почему такое кино можно посоветовать.

По содержанию вопросы имеются. Где-то в первые полчаса у режиссера есть шанс свернуть на территорию Спайка Джонзи и его «Джона Малковича», но Софи Бартез мужественно прет вперед, не смущаясь говорить очень эксцентричные вещи с замороженной отстраненностью без лечебного в данном случае постмодернизма, лишь намекая на холодную дулю в дырявом кармане. Бартез не смущает плохая игра русского бизнесмена, на роль которого опрометчиво взяли человека из оэртэшной «Фазенды» (купились, видимо, на прекрасную растительность на голове) и разговоры о душе, что само по себе уязвимо и даже вызывающе.

Без русской клюквы здесь не обойдись, но ее смягчает головной убор Джаматти, в котором он бродит по Питеру. Это навевает на мысли, что юмор у создателей все-таки присутствует.

В сухом (и холодном) остатке – неоднозначная работа с несколькими слабыми участками, но определенно заслуживающая внимание из-за феноменальной работы Джаматти (в первую очередь, когда он на сцене и, во вторую, диалоги со Стрэтэйрном). Девушкам, похожим внешне и внутренне на Дину Корзун смотреть обязательно, вам понравится.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments