Дмитрий Витер (dmitrythewind) wrote in kinoclub,
Дмитрий Витер
dmitrythewind
kinoclub

Category:

Дьявол (Devil, 2010)

Дьявол (Devil, 2010)

Вот так и бывает. Заходишь в лифт, нажимаешь на свой этаж, двери закрываются, и тут кто-то заскакивает в кабину в последнюю секунду. Стоишь, ждешь… Только двери поехали закрываться, тут еще один (соседи еще и двери придержат, добрые души!) И еще раз… И опять…  Так набирается полная кабина, все кнопки понажимают, а тебе на верхний этаж… И только Шьямалану пришла в голову идея – эй, ребята, бросьте вы двери придерживать кому попало – вдруг это дьявол! :-)

Голливудская «зачетка» М. Найт Шьямалана, блеснув первой оценкой за «Шестое чувство», нынче настолько испорчена низкими отметками (последний гвоздь вбит оглушительным провалом «Повелителя стихий»), что даже его имя на афише стараются не писать. Последний шанс? Ему давали столько «последних шансов», что само это выражение утратило смысл по отношению к знаменитому индийцу. Что делать? Для экранизации первой истории из новой трилогии «Хроники Найта» Шьямалан тему взял  не детсадовскую, а вполне себе пугающую. Вместо мальчика-«Повелителя стихий» со стрелочкой «офисного лифта» на лбу сняли фильм про сам офисный лифт.  Шьямалан не снялся в камео. Вместо себя в режиссерское кресло пригласил «дублера» Джона Эрика Даудла, надежного ремесленника, перенесшего испанский «Репортаж» на американский лад («Карантин») чуть ли не копи-пастом. Что из этого сработало в пользу нового фильма? Трудно сказать, но результат налицо – «Дьявол» намного лучше всего того, что Шьямалан снимал в последние годы.

«Берегите лифт – он сохраняет здоровье и создает удобства» - написано в наших лифтовых кабинах. Впрочем, многие авторы триллеров и ужастиков давно догадались, что лифт – настоящая находка для киношников – замкнутое пространство, малый бюджет, клаустрофобия, да еще и примерить такую ситуацию на себя зритель сможет с легкостью. На «лифтовую» тему вспоминаются, прежде всего, проходной, но зрелищный ужастик «Лифт» (Down, 2001) (в нем нечистая сила вселилась в саму кабину),  малоизвестный итальянский «Семнадцатый этаж» 2005 г. (в нем трое персонажей оказались заперты в лифте… с тикающим чемоданчиком-бомбой) и, наконец, триллер отечественного производства «Лифт» (2006) с неплохой завязкой (лифт бесконечно едет вниз), но неуверенным исполнением. «Дьявол» по смысловой нагрузке близок к «Лифту» американскому (в игру вступают потусторонние силы), а по сюжету – к «Лифту» российскому – пятеро человек входят в лифт, кабина застревает, и кто-то начинает «убирать» героев одного за другим. Набожный охранник, наблюдающий за ними через монитор, первым догадывается: один из них – сатана!

Задумка столь проста и эффектна, что срабатывает, кажется, независимо от того, как разыгрывают ее малоизвестные актеры (не узнал из них никого за исключением   Бояны Новакович, актрисы сербского происхождения, успевшей сыграть дочку героя Гибсона в «Возмездии» и… дочку ведьмы в «Затащи меня в ад»). К счастью для зрителей, авторы разбавили сцены в лифте (растерянность, ожидание, раздражение, паника, клаустрофобия, ААА-КРОВИЩА-ААА!!!) некоторыми событиями вне его. Первые же кадры буквально с ног на голову переворачивают целый город: простенький прием, а выглядит не хуже чем «город-книжка» в нолановском «Начале». Услужливый рассказчик подсказывает, что дьявол захочет убить всех, кто пытается  помочь героям, и тут Шьямалан-и-компания могли пойти по проторенному пути «Пунктов назначения» (летящее вниз стекло, искрящие провода, циркулярные пилы в работе), но явно «не дожали». В итоге, сцены «снаружи» выглядят почему-то менее эффектными, чем «внутри». Есть в картине и загадки, призванные то «подсказать» зрителю, кто «плохой», то сбить его с толку, но их сравнительно немного. Собственно, ваше удовольствие от просмотра зависит от одного ключевого момента  - догадаетесь ли вы с первых кадров, кто есть дьявол? Я твердо «поставил» на одного из героев, но данного персонажа «убрали» вторым. Учитывая, что спойлеров в современной медиа-среде избежать трудно, я бы рекомендовал любителям мистического жанра посмотреть этот фильм прежде, чем вам нашепчут на ухо, кто есть кто…

Финал, кстати, довольно интересный, как говорится, с моралью. А заодно необычную интерпретацию приобретает известный «лифтовый тест»: «Представьте, что у вас есть время рассказать о вашей идее влиятельному человеку, с которым вы встретились в лифте. Что вы ему скажете?» В данном контексте, времени у героев было предостаточно. Но на самые главные слова, как обычно и бывает в жизни, осталось лишь несколько секунд…

P.S. Фильм – настоящее пиршество для тех, кто присоединился к поиску «магических чисел 23» в кино:
1) полицейский по рации вызывает кого-то с номером 123;
2) номер машины, на крышу которой падает самоубийца – 46 (23+23);
3) когда охранник видит на мониторе пятерых застрявших в лифте, он говорит: «две дамы и три валета» (2 и 3);
4) один из героев говорит: "Лифт не останавливается до 23-го этажа";
5) газовый баллончик героини просрочен на 23 года (с 1987 по 2010-й);
6) в лифтовом холле видны огромные числа «23-42» (кстати, и 23, и 42 – это знаменитые числа из сериала Lost.
Наконец, 2/3=0,666… Что как нельзя кстати подходит к названию фильма.

(c) klub_krik, 2010

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments