iris_74 (zzelenskaya) wrote in kinoclub,
iris_74
zzelenskaya
kinoclub

Спящие / Sleepers |1996


Жестокое кино не для слабонервных.

Четверо мальчишек из неблагополучного района нечаянно убивают человека.

И оказываются в колонии для малолеток.

А там оказываются надзиратели – садисты и педофилы.

 

Натолкнулась на обсуждение этого фильма в одном суперпопулярном жж, где хозяйка уверенно рассуждала, что мальчики «сами виноваты».

Из всей колонии выбрали именно их, поскольку они самые виктимные и жертвенные. Могли ведь организоваться и дать отпор. Ага, четырем вооруженным властью и оружием садистам. Отпор они, кстати, давать пробовали.

Но для меня фильм не о том, почему жертва становится жертвой.

Я, как человек, с 20 лет, работающий в силовых структурах и повидавший всяких коллективов из всех слоев населения, скажу, что по моим наблюдениям жертвы – это не всегда самые виктимные, самые слабые, самые зависимые и т.д., и т.п.

Жертвы – это чаще всего те, кто не сумел смимикрировать вообще по жизни или в отдельные момент времени.

Свидетель на моей первой свадьбе, который побывал в тех местах, на расспросы первого мужа, как там вообще выжить, ответил, что «уважают нормальных». А потом сказал, что иногда любой нормальный пацан, может «встрять, т.к. не вовремя попал на глаза». И тогда есть только один выход избежать насилия: быть готовым сдохнуть, но не потерять достоинство. И быть реально готовым, никакая показная уверенность не пройдет.

А много ли из тех, кто, сидя в тепле, уверенно призывает «убить в себе задрота», когда дело запахнет керосином, способен сдохнуть, но не дать себя унизить?

Но я отвлеклась, для меня фильм вообще не об этом.

Для меня этот фильм о трех вариантах переживания травмы, который продемонстрировали четверо друзей, выйдя на свободу:

Первый – самый распространенный – уйти в забытье и, фактически, совершить самоубийство – наркотики, вино, острые ощущения, стать бандитом, умереть в схватке. Этот путь выбирает большинство, и здесь его выбрали двое друзей из четырех.

Второй – о, эта сладкая, сладкая месть. Собраться, сжать зубы, пролезть из грязи в князи, занять видную должность и осуществить тонкую, продуманную, многоходовую комбинацию. Сыграть на два фронта, попутно спасти двоих друзей в упор расстрелявших бывшего мучителя от обвинения в убийстве. Этот путь выбрал другой из друзей, его сыграл молодой и тогда ещё стройный Брэд Питт.

А потом, после момента торжества, потерять любимую женщину, не сумев доверить ей свою боль, бросить карьеру, наплевать на деньги и уехать, чтобы в одиночку выть от боли по ночам.

И путь четвертого друга, который с самого начала был не таким крутым, как остальные. Который называл себя неудачником, и был второй скрипкой в блестящей партии мести героя Брэда Пита. Который продемонстрировал в очередной раз, что «слабое и мягкое побеждает твердое и сильное». Он стал журналистом и писателем и написал книгу, по которой и был снят этот страшный фильм.

Фильм страшен для меня не сценами насилия и унижения – они, кстати, почти не показаны только страшное предисловие и ещё более страшные последствия: свернувшиеся от боли в клубок, избитые мальчики.

Фильм страшен тем, что показывает: травма неизлечима. У травмированных почти нет будущего, их реакции предопределены, а жизнь – медленное самоубийство.

Но смотреть фильм однозначно стоит, чтобы:

- посмотреть на хорошую игру де Ниро и Брэда Пита;

- повосхищаться блестяще разыгранной партией мести одного из друзей;

- подумать о воспитании своих сыновей;

- просто, чтобы поплакать над своей, пусть не такой жестокой, но саднящей памятной травмой

.

Не могу сказать, что просмотр будет легким и приятным, но интересным – точно.

 


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments