almost human (nha_dien) wrote in kinoclub,
almost human
nha_dien
kinoclub

"Последнее изгнание дьявола": очень страшно

Обзор телегида Вокруг ТВ

«Последнее изгнание дьявола» — пожалуй, самое страшное кино со времен «Омена».  Страшное потому, что начинается… очень смешно.

Живет себе  на свете преподобный Коттон Маркус (актер Патрик Фабиан). С детских лет он проповедует и ведет за собой впечатлительную паству. К делу своему относится как к… коммерции. Над паствой посмеивается, говорит, что во время проповеди может прочитать рецепт бананового пирога, а верующие  в экстазе только и будут повторять: « Аллилуйя!»

— Главное в проповеди – ритм, а не  содержание, — цинично заявляет пастор.

А еще на досуге он изгоняет дьявола из бесноватых. Делает это артистично, как карточный шулер, – да и атрибутикой пользуется столь же мошеннической. Только вместо крапленых карт у него распятие на батарейках: коснешься – током тебя долбанет, полное впечатление, что так бес на святыню реагирует… Кроме распятия есть фонотека с записью самых страшных голосов, воев и хрипов – это чтобы незаметно включать и демонстрировать родственникам бесноватого, как страшен изгоняемый Зверь. Довершают боекомплект пастора-иллюзиониста едва видимые ниточки, которые он тайком цепляет к предметам интерьера – чтобы дернуть их в час изгнания беса. Бес же должен исход свой сопроводить чудовищным тарарамом…

В общем, развлекается пастор, как может, беря деньги с несчастных верующих. Сам не веря – ни в Бога, ни в черта. Не верит ни во что и его семья – и ничего, живут вполне припеваючи.

Только однажды тщеславие и цинизм пастора заходят совсем уж далеко: он приглашает к себе компанию телевизионщиков и предлагает снять реалити: я буду изгонять беса – а вы снимать это на камеру, беря крупным планом все мои фокусы с ниточками и батарейками. Так мы наконец развенчаем постыдные суеверия — страх перед не существующими в природе бесами.

 То, что показывается затем, – весьма напоминает по форме ставший культовым фильм «Ведьма из Блэр». Снятый в псевдодокументальной манере  фильмец, начинающийся бойко и весело, постепенно  перерастает в тотальный ужас,  заставляющий зрителей вжиматься в кресло.

Пастор Маркус  берет из стопки  писем первое попавшееся, прочитав  его по диагонали, понимает, что  где-то по соседству живет бесноватая 16-летняя девушка Нелл (актриса Эшли Белл), чьими приступами весьма озабочен отец (Луис Суитцер), — и  отправляется в путь – со съемочной группой и своим волшебным чемоданчиком…

 На месте выясняется, что каждую ночь девушка  убивает на ферме по животному. Утром просыпается в своей постели – вся в крови – и не помнит ничего.  Девушка  — милая, застенчивая, еще совсем ребенок… И пастор  Коттон проводит над ней свой клоунский обряд.  Голоса из магнитофона вырываются самые страшные, картины  на стенах трясутся и падают, вода в тазике бурлит  -  бес изгнан. Все счастливы, пачка  зеленых в кармане пастора. 


Только на следующий день  начинаются такие странности! Час за часом  цинику Маркусу   предоставляются все новые доказательства одержимости девушки. Нелл  бродит в беспамятстве  в ночи, шепча  заклинания по латыни (которую не знает), она извивается и гнется, выворачивая шею и конечности, будто у нее нет костей,


она зверски убивает кошку, она рисует жуткие картины, в которых предсказывает, какой смертью умрет каждый из членов съемочной группы и сам Маркус, она  заговаривает с пастором чужим, ехидным голосом, представляющимся бесом Алабамом…

Маркус наконец понимает: жизнь его столкнула с настоящим Злом и отважно бросается исполнять свой пасторский долг…

Идею этого фильма  первым озвучил продюсер Эрик Ньюман. Он обратился к кинодраматургам  Эндрю Гарланду и Хака Ботку, которые  пришли в неописуемое возбуждение  и тут же бросились писать сценарий об одержимой.  По словам Гарланда, источником вдохновения  для них стала документальная лента  начала 70-х  «Марджо» — о священнике, который  раскрыл перед киношниками  закулисье своей работы, всю фальшь и обман, с которыми она сопряжена.

— Идея снять документалистику о секретах мастерства экзорциста-мошенника уже сама по себе была хороша, без всякой дьявольщины, — говорит Гарланд. — Поэтому мы руководствовались принципом: снять хороший документальный фильм. А потом вывернуть его наизнанку. Мы смогли добавить в «Последнее изгнание дьявола» массу того, чего никогда бы не смогли включить в сценарий игрового фильма – в обычной картине эти элементы показались бы слишком странными и чересчур неправдоподобными.


Для воплощения своего замысла  эта троица нашла молодого режиссера  Даниэля Штамма, который дебютировал псевдодокументальной лентой «Необходимая смерть», удостоенной массы наград. 

— И Штамм стал капитаном команды «Последнего изгнания дьявола», сумевшим показать весь психологизм, добившимся от актеров  необычайно реалистической игры, — говорит Гарланд

Методы у Штамма были преинтересные: он работал по принципу Стэнли Кубрика, который всегда изолировал своих актеров от внешнего мира. Актеров специально мучили многочисленными дублями, добиваясь изможденности и психологического дискомфорта.

— Именно в результате  этих бесчисленных дублей я и получил от актеров  резкие, сырые, ничем не приукрашенные эмоции,- хвастает Штамм.

Сценарий при этом постепенно превращался в набросок, а изможденные актеры могли иногда та-а-кое ляпнуть в камеру! И это чаще всего оставлялось режиссером.

Кроме того, режиссер заставил пересмотреть актеров ряд  документальных фильмов про изгнание бесов – в основном, чтобы они не повторили штампов.

Съемки проходили в настоящем фермерском доме в Луизиане, вокруг которого кишели змеи, аллигаторы и другие хищники. То есть атмосферу жути даже не пришлось воссоздавать специально.

Художнику картины пришлось  по-настоящему потрудиться, пожалуй, только в одной сцене -  самой страшной —  сатанинского ритуала, когда одержимая, беременная  Нелл производит на свет  бесенка, его бросают в огонь – и Зло вырастает в дьявола…


Надо было придумать, как будет выглядеть только что вышедший из человеческого чрева  бес ( бр-р, ужасно!), надо было придумать вертикальное пламя – зловещее, пугающее…

Со всеми этими задачами съемочная группа  справилась – зрителю будет реально страшно.

А вот каков посыл этой истории? Верят ли создатели фильма в бесов?

Похоже, к этим вопросам они относятся так же цинично, как и  пастор Маркус в начале фильма.

Исполнитель роли Маркуса Патрик Фабиан  говорит, что  на Карибах однажды видел на плантациях тростниках  привидение Джамби – призрака старого раба. А сценарист Гарланд и вовсе  лихо шутит:

— Вам рассказать о каком-нибудь ужасе из моей жизни? Моя церемония бар-мицва подойдет?

Пожалуй, самый серьезный человек во всей этой компании  - режиссер Даниэль Штамм, который говорит:

— Таких семей, в которых есть вроде бы одержимые дети, — полно в Америке и везде по миру. Люди не знают, как справиться с проблемой – то ли из-за отсутствия образованности, то ли из-за отсутствия веры. Но они страдают! А кто-то на этом наживается… Посмотрев наш фильм, каждый решит для себя – одержима ли Нелл бесом или она просто шизофреничка. Наш фильм – о вере, о ее влиянии на людей, о том, помогает она человеку или вредит…

Похоже, съемочная группа  твердо решила, что  вера — это опасно.

Значит, дьявол до сих пор не изгнан?

Илона Егиазарова
Источник: http://www.vokrug.tv/

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments