Кинд (nekha) wrote in kinoclub,
Кинд
nekha
kinoclub

"Большая афера"/Matchstick men

режиссер Ридли Скотт

Сожалею, что приходится писать о далеко не новом фильме, но ничего более достойного в поле моего зрения что-то не попадало. Данный же фильм, на мой взгляд, вполне достойный, хотя, разумеется, и не шедевр. Вряд ли имеет смысл искать аргументы в пользу того, что Ридли Скотт - хороший режиссер, однако если кому-то все-таки придет в голову этим заняться, то - вот она, прекрасная иллюстрация. Даже посредственный фильм хорошего режиссера оказывается на голову лучше всяческих модных новоделов - по типу "Вечного сияния незамутненного (или какого-там) разума".

Про "Вечное сияние..." я вспомнил не только потому, что мне этот фильм не понравился (что, кстати, будет даже неправильно сказать: я к нему вполне равнодушен, негативные же эмоции во мне вызывают всеобщие восторги по его поводу). "Вечное сияние..." оказалось кстати еще и по другому поводу - я вдруг обнаружил целый ряд параллелей с "Большой аферой", хотя и может показаться, что это фильмы про разное. И там, и там речь идет о фикции, которая затем развенчивается реальностью. Только в "Большой афере" фикция построена достаточно элегантно (хотя и не без явных ляпов - но об этом ниже), в то время как сюжет "Сияния..." словно писался каким-нибудь российским фантастом. Развенчивание же просходит по одной и той же схеме, которую для краткости можно окрестить как "reality bites". Для несогласных напомню, что в "Сиянии..." фикцию развенчивают отнюдь не главные герои, а персонаж Кирстен Данст, для которой это удар - как и для персонажа Николаса Кейджа в "Афере".
Кстати сказать, Николас Кейдж в "Большой афере" просто прекрасен. Еще не так давно он был чуть ли не самым отвратительным для меня актером - а тут... прямо... можно сказать, вырос в моих глазах. Причем вдвойне он прекрасен на фоне Джима Керри, работу которого в "Сиянии..." обзывают чуть ли не лучшей ролью в карьере. Не буду спорить с последним - возможно это действительно лучшая роль Керри, но по мне так он и в "Сиянии..." не далеко ушел от своего привычного кривляния. Кривляние же Кейджа в "Большой афере" (а оно там есть) - лишь небольшая составляющая широкой гаммы эмоций, которые Кейдж демонстрирует на протяжении фильма. Более того, если Кейдж демонстрирует действительно разнопланового героя, то Керри не только бесхитростен, но и не показывает ничего, чего бы он уже не показал в том фильме про телешоу (забыл, как он называется).
По второстепенным героям "Большая афера" также дает сто очков вперед "Сиянию...": псевдодочка Кейджа вполне хороша, в то время как о дурехе из "Титаника" "Сияния..." нельзя сказать вообще ничего. Хотя нет, одно сказать можно - она же, блин, не второстепенная героиня! Если роль Данст в "Сиянии..." еще позволяет не оставлять о себе никакого впечатления, то для Уинслет - это просто провал. Впрочем, я, наверное, слишком суров: Уинслет все-таки не намного хуже Керри. Она тоже пытается выйти из привычного для себя амплуа - и даже выходит. Другой вопрос, что актерское мастерство все равно остается где-то в стороне.
Но что это я, право, все о "Сиянии..." да о "Сиянии..."! Пора сказать и пару слов об "Афере". Вы не поверите, но это действительно не гениальный фильм. Кейдж, конечно, неожиданно хорош, да и весь фильм в целом ладно скроен, в отличие от длиннот и размазывания соплей по столу в "Сиянии...". И тем не менее те самые ляпы, которые я уже упоминал, оставляют его всего лишь средненьким фильмом очень неплохого режиссера. Пусть сюжет "Аферы" и выкроен по лекалу, а не сколочен из досок как "Сияние...", это не спасает основной идеи фильма. А идея, к сожалению, совершенно притянута за уши.
Более внимательный зритель (не как я, а например, как моя жена) разгадывает фабулу минуте на тридцатой. Менее внимательный (это как раз я) с интересом смотрит до конца, но с той самой тридцатой минуты чувствует, что его дурят. И так фильмы, конечно, делать нельзя. Вызывает сомнения сама основа сюжета (хопс! ща пойдет главный спойлер) - возможность использовать в корыстных целях психическое заболевание главного героя и при этом реально вылечить это заболевание. Мог ли Фрэнк просчитать заранее всю ситуацию? Очевидно, что нет - в начале фильма он слишком боится заболевания Кейджа. Ему было бы проще придумать аферу с реальными лекарствами - чем реально "лечить" героя Кейджа. Тем более, что в роли психиатора явно должен был быть аферист - чтобы суметь воспользоваться сведениями о существовании 14-летней дочки. Психиатр-аферист?.. Аферист-хороший психиатр?.. Что-то это слишком сомнительно. Есть и куча других притягиваний за уши по мелочам.
Короче говоря, к кульминационной сцене от этих неувязок начинаешь уставать. Еще раз повторюсь: так фильмы не делают. Это тем более печально, что во всем остальном - картина... как это говорят - очень и очень "крепкая".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments