eucariot (eucariot) wrote in kinoclub,
eucariot
eucariot
kinoclub

Category:

Химера (Splice) (2009)


Я уже устал от многочисленных однообразных фильмов ужасов и триллеров. Делаются они все по одному шаблону и с одной целью. Все приёмы одинаковы и предсказуемы.
Не так давно мне советовали фильм «Спуск», как стоящий. Ну, да. Он держал в напряжении первые 30% длительности, наверно. Никакой художественно ценности он не представлял, как и другие. Я уже отчаялся увидеть что-то стоящее в этом жанре.
Но буквально на днях по совету знакомой я включил «Химеру».
«Химера — организм, состоящий из наследственно различных клеток или тканей» — говорит энциклопедия.
«Химера — чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом дракона» — говорит греческая мифология.
Двое молодых перспективных учёных занимались синтезом белка, который помог бы от многих болезней, создавая искусственную жизнь. Но их мысленный эксперимент по внедрению в их создание гена человека выходит из под контроля и из их мыслей. На свет появляется чудовище, с которым очень сложно совладать. Классическое начало для фильма ужасов. Но практически на этом и кончается «классика». Чудовище обладает интеллектом, невероятными способностями и не таким уже чудовищным лицом.

В отличие от тысяч других «ужастиков» здесь поднимаются вопросы психологии и философии. Химера не просто заставляет переживать за жизнь героев и пугаться каждые 30 минут от внезапного крика или обилия крови. Очень органично вплетены и отношения между мужчиной, женщиной и ребёнком.
Из эксперимента Дрен (имя героя-химеры) превращается сначала в игрушку для Эльзы (мать Дрен), потом она заменила Эльзе дочь, а потом снова стала экспериментом. Эльза была не готова к появлению Дрен. Она не знала просто как реагировать, что делать. Не знал и её муж. Они пытались её убить, они пытались её спасти, они пытались её учить. Но она была умнее их
С одной стороны зритель должен задать себе вопрос, а готов ли человек ко встрече с тем, что он делает или с тем, что ему незнакомо. С другой — задуматься над ответственностью, которую он берёт на себя, делая что-то. Даже если это что-то делается из благих побуждений.
Так же затронут вопрос материнства и детей. Эльза боялась рожать своего ребёнка. Она боялась его носить, рожать, воспитывать, она боялась совершить ошибку. Поэтому она очеловечила Дрен, она стала видеть в ней своего ребёнка. Она применила человеческий шаблон поведения по отношению к ребёнку к Дрен. И в её поведении мы видим много странных вещей: обиды, злоба, материнская любовь сменяется грубостью, отстранением. И, вроде бы, это странно. Но оглянитесь — такие люди есть вокруг вас. Я сам был не раз свидетелем того, как в автобусе или на улице мать начинала раздражаться и кричать на ребёнка за сущую мелочь. А за минуту до этого ласково вытирала малышу платочком лицо.
Рождение Дрен — это нарушение правил, следование своим внутренним позывам и амбициям.
Что первично? Желания или ответственность? Творческий риск или требования работодателя? Фильм затрагивает очень много аспектов. И помимо или даже вместо состояния страха (если это чувство так можно назвать) появляются другие, более богатые. Создатели картины отказались от обширных спецэффектов и эпидемий, от сбежавших мутантов и десятков смертей.
Но, к сожалению, современному зрителю надо больше или точнее меньше. Подавай зрительные впечатления. Эффект, произведённый фильмом, похож на эффект от «Как я провёл этим летом».
Впрочем, это сообщество — не то место, где мне нужно указывать на пустоту мейнстримных блокбастеров.

Фильм неплох в своём жанре. Смотреть в целом интересно, но это не что-то выбивающееся далеко из ряда.

Главный герой фильма — собственно химера очень хорошо продумана и прорисована. Её первое появление вызывает смешанные чувства. Оно уродливо, но впечатляет своей анатомичностью: мышцы, вены, движения. Можно наслаждаться одной её внешностью. Это всё сохраняется до конца фильма, развивается. Под конец, правда, показаны уже довольно маловероятные вещи.
Развязка, кстати, всё-таки весьма похожа на концовки других фильмов. Но другой её было бы сделать сложно. Впрочем финал «Химеры» всё-таки даёт ответ на вопрос: творческий риск или работа? Можно совместить. Но какой ценой? Отчаяние. Безысходность.
А кто из вас не химера?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments