almost human (nha_dien) wrote in kinoclub,
almost human
nha_dien
kinoclub

На колу мочало, начинай с «Начала»

Обзор телегида Вокруг ТВ.
29 июля в российский прокат выходит фильм Кристофера Нолана «Начало» с Леонардо ДиКаприо – самая ожидаемая премьера этого лета.

Российскому бомонду картину продемонстрировали несколько раньше (фоторепортаж в галерее).  Супруги Стриженовы, Борис Грачевский выходили из зала потрясенными. Было от чего.

Для ДиКаприо – это очередная ступенька  вверх в его карьере интеллектуального актера. Просто диву даешься: как в один год, практически одновременно, он сумел сняться в двух однотипных фильмах («Остров проклятых» и «Начало»), сильно завязанных на психологии, исследовании подсознания, эмоционально  затратных, от которых и умом повредиться можно. Лео после окончания съемок был так выжат, что даже сгоряча пообещал, что возьмет тайм-аут на год и проведет его с близкими.

Обманул. Уже сейчас этот  трудоголик приступает к работе в фильме Клинта Иствуда.

Откуда ноги растут

Представляя «Начало»,  Алексей Рязанцев  — представитель российского филиала компании «Уорнер Бразерс» — сказал, что смотрел картину 4 раза и… не до конца  понял, будет смотреть еще раз.

Это правда.

Смотреть картину придется как минимум два раза – слишком стремительная в ней динамика. Слишком глубоко погружает нас Кристофер Нолан в глубины подсознания.

Впрочем, ничего принципиально нового режиссер не сказал. О том, что сон является сублимацией  наших  будничных реакций, детских переживаний, страхов и впечатлений, – каждый из нас  и без того знал.  Героев, запутавшихся между реальностью и ирреальностью, мы  тоже  много раз наблюдали в кино — от «Матрицы» братьев  Вачовски  до «Соляриса»  Тарковского.

Кстати, такое ощущение, что именно оба эти фильма и стали для Нолана  источниками вдохновения. Судите сами:

1. Как и у героя «Соляриса»,  у персонажа ДиКаприо  — навязчивая идея, главная боль – погибшая жена.  В ирреальном мире она оживает, проявляет нежность, заботу и ласку. И эта вязкая трясина нежности  засасывает героя, он начинает задаваться вопросами: а стоит ли возвращаться в реальность, ведь здесь, с любимой, я так счастлив?!


2. Как и в «Солярисе», герой в финале  возвращается к отцу — так, очевидно,  нас отсылают к библейской притче  о блудном сыне.

3. Как и  в «Матрице», в «Начале» исследуется возможность коллективного сна. Типа, мы все спим и снимся друг другу.

Так и вспоминается  советская сказка «Волшебная лампа Аладдина», где  мудрейший из наимудрейших, вконец  запутавшись, бормочет:  «Это сон про не сон»…

Итак, сюжет

В центре повествования «Начала»  – Дом Кобб  (Леонардо ДиКаприо). В официальных пресс-релизах к фильму пишется: «Это талантливый вор»… По фильму это совсем неочевидно. Как неочевидна и вся предыдущая жизнь  Кобба. Ясно лишь следующее:  отец Кобба — ученый, исследующий подсознание,  -  сумел научить сына всяким психотехникам.  Кобб  теперь крупнейший специалист в области  управления сновидениями. Он может погружать людей в сон, манипулировать их снами, считывать их потаенные страхи, а также воровать у спящих  идеи.  


Эксперименты он проводит над всеми, кто попадается под руку, – даже над собственной женой (Марион Котийяр).  Однажды они так заиграются, что жена не захочет возвращаться в реальность.  Там, в сновидениях, где живет дом ее детства, какие-то милые сердцу места, она спокойна и счастлива… Реальность ей уже кажется ненастоящей, а сон – подлинной жизнью. Чтобы навсегда покончить с метаниями, женщина кончает жизнь самоубийством,  при этом на голубом глазу подставляя муженька. Перед тем, как сигануть с небоскреба вниз, пишет записку: «В последнее время муж угрожает мне…»

Коббу не удается доказать свою непричастность. Убитый горем, он бежит.  Теперь он в розыске, а в Америке у него остались дети.

Чтобы получить право на возвращение домой, он соглашается выполнить сомнительное и опасное задание. Один из сильных мира сего –  бизнес-магнат Сайто (Кен Ватанабе) ставит Кобба в известность: скоро умрет  от старости один из самых богатых людей планете. Он завещает все сыну Роберту Фишеру, и тогда молодой человек  станет властителем мира – его компания поглотит все остальные… Бизнес Сайто под угрозой. Ему нужно, чтобы Кобб проник в подсознание молодого человека и внушил ему мысль не становиться монополистом. Если это удастся – Сайто уладит все неприятности с законом и поможет Коббу вернуться к детям (оказывается, в Америке тоже существует «магия» телефонного звонка). 


Перед Коббом задача не из легких –  до этого  ему приходилось лишь воровать идеи у спящих людей. Теперь ему придется внедрить идею в подсознание человека.

Ко всем проблемам Кобба добавляется и еще одна (пикантная): его опыты над собственным подсознанием не прошли даром – и теперь ему все труднее возвращаться в реальность. Ведь там, в снах, живет и любит его жена, которая появляется в самые  ответственные моменты его жизни и все портит.

Из последних сил Кобб  формирует команду: Химик (Дайлен Рао), Имитатор (Том Харди), Архитектор (Эллен Пейдж), Педант (Джозеф Гордон-Левитт), Турист (Кен Ватанабе) - и приступает к заданию… Кстати, из шести членов Команды — четыре номинанта на Оскар и два его обладателя! Особо впечатляет Том Харди, на чью роль выпали самые остроумные реплики...


Спецэффекты

Экшен в фильме головокружительный. Проводя эксперименты над воплощением самых безумных идей в снах, герои  то  выстраивают в городе мосты, то пускают по кишащей людьми и легковушками улице паровоз-убийцу, то переворачивают  парижские старинные дома вверх тормашками, то устраивают  серию мини-взрывов, в результате которых в воздух взмывает инвентарь кафешек, фрукты с уличных лотков – и только  герои сидят посреди этого хаоса как ни в чем не бывало...


Воплощать все это в кино было трудно. Еще и потому, что  Нолан, будучи перфекционистом, протестовал против обилия компьютерной графики.

— Мне было важно, чтобы в картине сон казался явью, — говорит Нолан. — Потому что когда мы спим — воспринимаем окружающее как действительную реальность. Так что там, где возможно было выстроить декорации и принудить актеров к трюкам,— я делал это.

— Мне нравилось наблюдать за панической реакцией моей команды, когда я в первый раз излагал им свои мысли, — смеясь продолжает Нолан. – Но это действительно восхитительно — смотреть, как различные подразделения расходятся, а потом собираются вместе, предлагая варианты. 

Фильм «Начало» объехал весь свет. Съемки проходили в шести странах на четырех континентах. В каждой стране группу поджидали трудности.  В Токио, например, весьма строгие правила пролета вертолетов через воздушное пространство. Группе помогло то, что  она заблаговременно подружилась с представителями местных властей.

В Англии снимали в Кардингтоне, в бывшем ангаре для самолетов.

В гигантских павильонах был выстроен гостиничный коридор, который в фильме поворачивается на 360 градусов и создает ощущение невесомости. Создатели фильма сначала планировали коридор в 12 метров. Но потом удлинили его до 30 метров. Коридор управлялся двумя электродвигателями, и представляете, каково было актерам и оператору, работающим в этой постоянно двигающейся конструкции! Людей болтало, как… тряпки в стиральной машине. В некоторых сценах актеров подменяли каскадеры.


Чтобы обезопасить людей от травм, поверхность  конструкции сделали из мягких материалов. А дверные ручки и бра, которые появляются в этом гостичном чудо-коридоре, сделали максимально  округлыми.

Подумали и о том, как должна выглядеть одежда в условиях нулевой гравитации – она, оказывается, должна парить! Для создания этого эффекта под одежду продевалась тоненькая проволочка.

А вот в Париже власти не разрешили устраивать взрывы. То есть использовать настоящие взрывчатые вещества, поэтому был применен сжатый под высоким давлением азот. Сцену взрывов снимали 6 (!) камерами – с разных ракурсов — и в любимом Ноланом режиме замедленной съемки (1000 кадров в секунду вместо положенных 24). Этот прием позволил создать эффект зависания осколков в воздухе – зрелище завораживающее.

Что касается Танжера, то здесь снималась  всего лишь одна сцена – погони за героем ДиКаприо по узким улочкам исторического центра, включая базар. Представляете, актерам приходилось  работать в режиме «партизанской съемки», и  они чуть было не вызвали бунт сбиваемых на пути прохожих. А оператор в это время ехал на вездеходе и снимал все с руки.


Леонардо ДиКаприо потом признался;

— Если бы знал, что фильм потребует от меня столько физических затрат, – не согласился бы!

Да, давненько Лео так не бегал!

Что касается «родимых пенатов, то в Лос-Анджелесе снимался дикий ливень, который снится всем участникам Команды. 

Для создания эффекта наводнения использовалось по 12 водометов с каждой стороны. Воду рассеивали с крыш зданий, все на площадке ходили мокрые и злые. При этом в небе Лос-Анджелеса, как всегда, не было и облачка. И для создания иллюзии пасмурности приходилось с четырех сторон на подъемных кранах вывешивать на здания черные полотна, выполняющие роль жалюзи. Беда только: солнце двигалось быстро – и черные занавески постоянно приходилось перевешивать.

Что до пресловутого паровоза-убийцы, преследующего во сне героев, то  его сделали на основе трактора-тягача – ведь железнодорожных путей в округе не было. В итоге машину так оснастили, что она стала весить 11 тонн.  Управлять таким монстром длиной в 20 метров и высотой в 4 было ой как непросто…

Самые же экзотические съемки пришлись на долю Калгари. Здесь снимались сцены  лыжной погони. Высокие горы вокруг, красота – и дикая стужа! Краска у реквизиторов замерзала в тот миг, когда вылетала из баллончика.


Потом началась настоящая буря. Но режиссер и ее  решил использовать как декорацию. При этом требовалось, чтобы актеры прилично стояли на лыжах,  а они – жители в основном Лос-Анджелеса — не знали, как этот инвентарь выглядит… Но взяли несколько уроков у инструкторов – и справились.

— Мы столкнулись с рядом трудностей: от палящего солнца до проливного дождя и страшных буранов. Актеры без жалоб воспринимали каждый новый вызов. Думаю, это добавляет нечто к ощущениям зрителя, унесенного фильмом туда, где он никогда не был, — говорит режиссер.

И он прав.

Фишки фильма

В «Начале» звучит  песня Эдит Пиаф – как некий сигнал возвращения к реальности.  Почему? Ответ  продюсеров обескураживает:  в ее голосе есть бесконечная вневременная романтика… На самом деле, говорят, что это такая фишка, отсылающая нас к самой удачной роли ( 2007 г.) Марион Котийяр, сыгравшей Эдит Пиаф.

Режиссер Крис Нолан всерьез  теперь подсел на изучение снов. Он уверен, что  в  снах – ключ  к природе нашей реальности.  Нолан теперь постоянно спрашивает у близких и не очень знакомых, что им снится…

Осторожно, спойлер!

 Фильм заканчивается тем, с чего начинался, – и непонятно: все рассказанное приснилось герою Лео или было на самом деле… Старый прием!

Цитаты фильма:

«Ну, блин, у тебя и подсознание».

«Не помню: я им нужен живым или мертвым?!»

«Пупсик, во сне можно не бояться быть сильнее».


« — Для проведения операции нам нужно выкупить весь бизнес-класс в самолете и подкупить стюардессу...

— Я на всякий случай купил всю  авиакомпанию…»

Илона Егиазарова

Источник: http://www.vokrug.tv/
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments