Последний гипербореец (hyperboreus) wrote in kinoclub,
Последний гипербореец
hyperboreus
kinoclub

Вальгалла: Сага о викинге / Valhalla Rising (2009)

По форме - это историческое кино (про викингов), по подаче - арт-хаус, по содержанию - притча. Ее стержневая идея, в целом, нехитрая, хотя несколько темных мест остается. Итак, о чем же "Valhalla Rising"?

На первом плане история о жизни и смерти некоего крутого воина, который сначала всех мочил-мочил, а потом взял да и склонил буйную головушку самовольно. С такой точки зрения фильм нелеп, затянут, и совершенно не соответствует названию (ибо воины попадают в Валгаллу с топором в руках, а не аки агнцы). Поэтому сразу переходим на более правдоподобный план. А тут - ворох параллелей и аллюзий. В одноглазом супермене мы легко узнаем скандинавского бога Одина, одноглазого хозяина Валгаллы, любившего являться людям в различных образах. И хотя чаще его живописуют как бородатого старика в войлочной шляпе, думаю, ему не очень сложно "прикинуться" и Мадсом Миккельсеном, так похожим на молодого Кирка Дугласа.

Итак, сцена первая: Одина пленили местные жители, поклоняющиеся Христу. Символизм прозрачен: христианство в Скандинавии со скрипом, но победило. Хотя узник вскоре освобождается из пут, им движет любопытство: что же это за Христос такой, что в одиночку одолел всех старых богов? Ради этого Один плывет вместе с христианами в Святую землю - выяснить, так сказать, на месте. (Кстати, немота Одина также объясняется его поражением: поскольку у него не осталось последователей, прославляющих его, молящихся ему, защищающих его перед верующими в Христа)

Дальнейшее, однако, путает его планы. Колдовской туман, кажется, символизирует попадание в terra incognita, землю неизвестную и оттого неподвластную ни христианскому богу, ни скандинавскому пантеону. Конечно же, это Америка. Один видит в индейцах настоящих воинов, не тронутых христианской плесенью, и способных стать новой "паствой" для проигравшего бога. Для христиан здесь настоящий ад - земля без благодати, и они гибнут один за другим. Гибель же Одина иная - принося себя индейцам в жертву (а отдавать себя в жертву Одину не внове - когда-то он 9 суток провисел на стволе ясеня Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьём Гунгнир, дабы познать руны), он "делится" с ними своей силой и мудростью, обращая их, так сказать, к себе. Не исключено, впрочем, что по примеру Христа он решил испробовать этот новый способ "вербовки" верующих - через смерть от их рук. После чего Один, конечно же, возвращается в Валгаллу.

Таким образом, фильм - довольно прямолинейная, но оттого не менее интересная притча о победе христианства в северных землях и о попытке старых богов хоть как-то компенсировать свое поражение. И хотя мы знаем, что и с индейцами у них не сложилось, по крайней мере, теперь становится понятным, каким образом в романе Нила Геймана "Американские боги" Один объявился в Новом Свете. Ну а название фильма можно перевести примерно как "Бунт Валгаллы" или "Восставшая Валгалла"...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment