Вера Юрьева (veraiurieva) wrote in kinoclub,
Вера Юрьева
veraiurieva
kinoclub

Category:

Утомлённые солнцем (1994) + Утомлённые солнцем 2: Предстояние (2010)

Сегодня аж целый вечер решила посветить творчеству Никиты Михалкова и его двум выпущенным на данный момент фильмам из трилогии "Утомленные солнцем". В целом скажу: я ожидала худшего, а получила вполне приятный вечер. Отчасти даже жалею, что не пошла в кино на недавнюю премьеру, а послушавшись всех негативно настроенных псевдокритиков, дождалась выхода фильма на DVD. Всё-таки со стороны как минимум видеоряда - фильм "Предстояние" очень и очень хорош, несмотря на обилие кровавых сцен, по крайней мере на мой вкус:)


Утомлённые солнцем (1994)
Один день, который изменил много судеб.. ©
 

Пока на Каннском фестивале 2010 смотрят и оценивают вторую часть «Утомленных солнцем», я решила ознакомиться с первоначальной историей, созданной Никитой Михалковым в 1994 году. Весь поднявшийся ажиотаж вокруг продолжения, весь негатив, вылитый на режиссера в весьма краткий срок, заранее настроили на скептический лад и кино я начала смотреть с большой неохотой, через «не хочу» и потому, что «надо», как говорили мне в детстве.

Но увиденное на экране превзошло все мои ожидания — это оказался вполне интересный фильм с замечательной игрой актеров, и все 150 минут пролетели довольно быстро, а это немалый хронометраж для фильма. Мне сложно оценивать историческую составляющую в этой картине, никогда не интересовалась тематикой СССР и сталинского режима, которые затронуты здесь, но в целом это и не требовалось от зрителя — тут важным были не знания истории, а банальная человечность, ведь сюжет построен на самых простейших ценностях: любви, дружбе, семье, в противовес которым показаны жестокость и предательство.

Забавные моменты чередуются с напряженными, радость сменяется грустью — игра эмоций очень важна в «Утомленных солнцем», ведь именно они являются основой для восприятия зрителем всего, происходящего на экране: мы сопереживаем одновременно и Котову, и Мите, которые оба достойны счастья, но не способны в полной мере им насладиться по разным, но взаимосвязанным причинам; вместе с маленькой Надей напеваем песенку и так же любознательно реагируем на всё и всех… Каждый герой не обделен характером и появляется в кадре уместно, разбавляя собой происходящее — кажется, что ничего лишнего нет, по большому счету это именно так, даже за долгими любованиями отца и дочери наблюдать приятно — такие они искренние и настоящие, всё-таки не зря Михалков привлёк к проекту собственную дочь: чужой ребенок бы не показал такую близость с малознакомым дядей.

В кои то веки можно испытать гордость за отечественный кинематограф, пусть и с опозданием на 16 лет.



Утомлённые солнцем 2: Предстояние (2010)
Не так страшен чёрт, как его малюют ©
 

Сравнивать первую часть и продолжение — невозможно, ибо это совершенно разные фильмы: как по сюжету, так и по жанру. Если фильм 1994 года можно было рассматривать как трагедию одной семьи, то здесь сделан акцент на трагедию всего народа, боровшегося и гибнущего за свою Родину. В «Предстоянии» уже нет той легкой веселости, которая присутствовала в первой части, нет нежной и трепетной любви, зато во всей красе бушует варварство, жестокость и война.

Да, эта серия «Утомлённых солнцем» далеко ушла от первой части — не вперед, а скорее в сторону — слишком эмоционально-разные получились они. Если цветовая гамма первого фильма был солнечно-зелёной, светлой и слегка с рыжиной, то второй окрашен в кроваво-красные тона, которые контрастируют только с синими: морем, небом, одеждой, тоской и грустью…

В силу многих причин зритель слишком негативно настроен в сторону Никиты Михалкова: и бюджет он транжирит, и зазнался слишком, и кино снимает плохое, и вообще все возможные грехи на него повесили. А зря. Пусть фильм не идеальный, пусть в нём есть косяки, которые любители истории смогут заметить своим острым глазом, пусть он переборщил с крупными планами и пафосными сценами, но он снял по-настоящему хорошее кино о войне, которое приятно смотреть в эстетической точки зрения, в котором не путаешься где кто и зачем, и всё предельно ясно даже для самых натуральных блондинок, ничего не смыслящих в истории ВОВ. Он снял кино, которое показывает самые тяжелые дни в истории русского народа — показывает без цензуры, без жалости, тем самым только подчёркивая масштабность победы и её значимость.

На мой взгляд, всё не так уж плохо, как многие пытаются это показать. Кино получилось яркое, насыщенное и запоминающееся. И вовсе не обилием ляпов, как это было с «Мы из будущего 2», не тупостью, как это было и будет со всеми аналогами «Самого лучшего фильма», не обилием рекламы, которая просто поглотила «Иронию судьбы 2». Он запомнился своей масштабностью, красотой видеоряда, мастерством актеров, которое не отнять ни у одного из исполнителей даже самых незначительных ролей.



Пусть, что бы там ни говорили, Михалков умеет снимать кино, и я не удивлюсь, если его творение снова отметят на Каннском фестивале и на премии «Оскар». А вопрос: «почему у нас в стране принято ругать собственных творцов, но восхвалять забугорных?» останется открытым, и не только касаемо Никиты Михалкова.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 108 comments