В 1661 г. ирландский химик Роберт Бойль опубликовал свой основополагающий труд «Химик-скептик», выразив в названии трактата, сам того не осознавая, наиболее верную и лаконичную характеристику мировоззрения людей науки в целом. Для тех, кто избрал своей участью вечную борьбу с загадками Вселенной, не свойственно безоговорочно принимать на веру какие бы то ни было постулаты, что автоматически делает их врагами любой господствующей идеологии… И неважно устраивают ли загоны для коз христиане в античных храмах или коммунисты в христианских, крайними всегда оказываются люди, олицетворяющие стремление к знаниям, свободомыслие и здоровый скептицизм, слишком большие любители задавать вопросы, покушающиеся на «основы веры» и сохранение контроля над умами широких масс. Идея частично нашла отражение даже в самом названии фильма. («Агора» не только административный центр города и рыночная площадь, а и место для общегородских собраний - «агоров»).
Его фильм – это гимн Ученому с большой буквы, пытающемуся противостоять невежеству и диктатуре. Гимн пытливому разуму истинного скептика («Synesius, you don't question what you believe, or cannot. I must»), гимн страсти к познанию мирозданья –Божьего творения, страсти, которая настолько всепоглощающа, что лишь маленькая толика ее удовлетворения, позволяет умереть счастливым («If I could just unravel this just a little bit more, and just get a little closer to the answer, then... Then I would go to my grave a happy woman»). Гимн прекрасной женщине, слава о которой не смогла исчезнуть даже под вековой пылью на скрижалях истории…
В заключении, хочется отметить, что Абенабар своему почерку, ярко обозначившемуся еще в «Открой глаза» и «Море внутри», не изменил, и кино представляет собой не просто качественную историческую драму, но и завораживающее в визуальном плане действо. И это не просто потрясающие панорамы «компьютерного» античного мира, неспешные «полеты» камеры, «скольжение» по мелким деталям и огромные печальные глаза Рейчел Вайз крупным планом, это вполне осязаемый диалог со зрителем с помощью визуальных эффектов...Ворвавшиеся в библиотеку монахи уничтожают бесценные свитки, разбивают статуи и фрески, медленно летают ленты папирусов и пылают костры, камера поднимается все выше, и вдруг мы уже видим копошащихся где-то внизу отвратительных «букашек»… Задыхаясь, последнее что видит над собой Гипатия - голубой овал, просвет в потолке Серапиума и мы опять вспоминаем об ее догадке про эллипсоидную земную орбиту и осознаем горечь утраты о недошедших до нас знаниях древних…
Великий Аменабар снова заставил нас эстетически красиво страдать…
- Картина получила семь премий «Гойя», включая «за лучшую операторскую работу» и «лучший оригинальный сценарий».
-Основная часть декораций была построена в Форте Рикасоли на Мальте, на том самом месте где до этого был создан «Коллизей» для «Гладиатора». В форте также снимали такие голливудские фильмы как «Юлий Цезарь», «Троя» и «Елена Троянская».
-В числе прочих, Аменабар приглашал для участия в фильме Сашу Барона Коэна, который отказался после прочтения сценария, мотивируя это тем, что фильм достаточно жесткий и "разбередит душевные раны" зрителей.
- На Каннском кинофестивале была показана полная режиссерская версия фильма протяженностью 141 мин. (видеоверсия занимает 127 мин).