Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kinoclub,
Варвара Ухорская
kinouho
kinoclub

Мамонт | Mammoth

Мамонт | MammothСреднеевропейский фильм об общемировых проблемах среднего человека. Средне хороший фильм.
Он снят не для того, чтобы шокировать зрителя и потрясать фестивальную публику, выколачивая призы за смелость и неожиданность новых прочтений и поиски нового языка. "Мамонт", снявший его режиссер Лукас Модиссон и снявшиеся в нем актеры Гаэль Гарси Берналь и Мишель Уильямс тихо и спокойно говорят о проблемах не очень даже и бросающихся в глаза – по сравнению с насильем в школах, коррупцией в правительствах и сексуальных экспериментах в семейной и просто интимной жизни. Фильм даже не о свободе говорит или ее отсутствии, и не о наркотиках…

В общем, даже странно, что европейский режиссер и ведущие молодые актеры мира взялись снимать такой не кричащий фильм.
О ненормальности нормальной жизни. Каковая ненормальность, если так пойдет, того гляди, приведет нас всех к печальной участи мамонтов. Фильм "Мамонт" не громогласно, не обличая, а так – буднично и без нажима – показывает, насколько не нормально   устройство той будничной повседневной жизни, которой мы все тут живем. Ненормально для человечества, как вида. Который может и вымереть, как уже было сказано. Если не задумается и как-то не изменит все.

А что? Вот ведь не ужасы какой-то беспросветной жизни режиссер показывает, не дно, не язвы социальные, не прорехи глобализма. Обычная жизнь. Богатых и бедных. Но богатых – не сверх, без особых золотых унитазов, да и бедные – не за гранью нищеты, занавески на окнах и яичница на завтрак у них есть. Так в чем ненормальность-то?


А в том: вот герой Гаэля Гарсия Берналя, преуспевающий миллионер IT-шник, молодой, продвинутый современный … крат. Чтобы подписать контракт, ему нужно лететь на другой конец света и сидеть там, вдали от семьи, неделю или две, хотя на ход переговоров он даже не влияет и сам в этих лишних двух миллионах не очень-то и заинтересован. Зато жить вдали от семьи – молодой жены и шестилетней дочки – не заинтересован совершенно. Но жизнь так устроена!

А молодая жена (Мишель Уильямс) – помимо того, что молодая жена и мама, она еще и практикующий хирург, работает в больнице для бедных, без всяких скидок на свое материнство – ночная смена, дневная – на то, что муж миллионер и с деньгами в семье полный порядок – работает до упаду. Так что пока она лечит чужих детей, с ее дочкой все время – и днем,  и ночью – проводит няня она же домработница-филиппинка. И тайны земли и неба открывает шестилетней девочке не ее папа или мама, а эта полуграмотная милая филиппинская женщина, и в планетарий с ней ходит, и теорию Большого взрыва изучает, и учит ее своему филиппинскому языку.

А молодая мама, когда вдруг у нее есть время на ребенка, для этого ребенка – человек чужой, и приходится ей, вместо того, чтобы гулять с дочкой и разглядывать мир ее глазами, до упаду бегать по беговой дорожке, установленной на крыше их ужасно дорого пентхауса…

А филиппинка эта приехала сюда, в Штаты, на другой конец мира, чтобы заработать деньги на новый дом, оставив двух своих маленьких сыновей бабушке… И те дети тоже живут оторванными от родителей. И совсем юная девушка-проститутка, которая все-таки охватит своим навязчивым сервисом симпатичного молодого папу-Берналя, мающегося от безделья на проклятом райском острове вдали от семьи, и эта симпатичная тайская девушка тоже зарабатывает деньги для своей совсем уже новорожденной крошки – и тоже вдали от нее…

Господа, граждане и товарищи, что вам все-таки нужно – дети или деньги?  Как так получается, что своими руками вы – и богатые, и бедные – отдаете другим людям то, за что вообще-то можно биться – право растить и воспитывать своих детей, счастье быть с ними каждый день, наблюдать их рост, участвовать в их жизни, быть родителями? Разве от этого дети не становятся несчастными, даже в новом доме, даже в пентхаусе? Разве все, что несет вас на другой конец Земли – вот эти миллионные контракты, и деньги на новый дом – не так же иллюзорно, как иллюзорна  ценность перьевой ручки, в оформление которой вставлена драгоценная кость мамонта? Ручка драгоценная, стоит несколько тысяч долларов и таких на земле три штуки, но для тех, кто не знает, что это – мамонт, это просто ручка, да еще старомодная – чернильная, и цена ей – двадцать долларов.
И разница между настоящим и поддельным Роллексом тоже гораздо более умозрительна, чем вам кажется – особенно по сравнению с тем в своей жизни, чем приходится жертвовать ради того, чтобы иметь возможность носить настоящий, а не поддельный. То состояние дел, к которому мы пришли, кажется настолько естественным, что никто, вроде бы, и не задумывается о том, что ни фига оно не естественно. Никакой Роллекс ни дороже человеческой жизни, тем более – жизни своего ребенка. Согласия в семье. Любви. Но мы соглашаемся с таким устройством жизни, по законам которого – Роллекс дороже.

Мы соглашаемся с устройством, когда престижная или прибыльная работа лежит в тысячах километров от дома, где живут твои самые родные люди. И ты туда едешь. Разве это правильно? Разве таким должен быть мир, если бы ты его придумывал? Почему же ты соглашаешься на то, чего сам себе ни за что не придумал и не пожелал бы? Почему не протестуешь? Почему не создаешь другой, более удобный и нормальный, не будем даже говорить – более совершенный – мир?

Это очень простые, отнюдь не "вечные", вопросы. И уж совершенно не экстремистские, нисколько не провокационные. Но задают их продвинутые молодые  интеллектуалы – вероятно, эти вопросы их волнуют больше, чем те, вечные и экстремистские.
Что касается исполнителей главных ролей – наверняка эти вопросы их волнуют, потому что и Гаэль Гарсия Берналь, и Мишель Уильямс уже снимались в подобных фильмах. "Вавилон" Алехандро Гонзалеса Иньярриту 2006-го года, многократно номинированный на "Оскар" - в нем снимался Берналь – очень похож по теме, но не по звучанию: "Мамонт" гораздо нежнее, не такой лобовой.
А Мишель Уильямс запомнилась в прошлогоднем "Провокаторе" - странном женском фильме о терроризме, в центре которого – так же, как и в центре "Мамонта" - тоже стояли дети. (В "Вавилоне" - тоже.)

Может быть, это и есть нормальная точка зрения – и вообще, точка отсчета: в центре мира – дети. И от того, каково им, как им живется, как их воспитывают, какими они вырастают – отматывать вопросы и направления развития?

Мамонт | Mammoth: Германия, Дания, Швеция - 2009





киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments