Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote in kinoclub,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara
kinoclub

Categories:

ФИЛЬМ "ФРИДА" И ФРИДА КАЛО: ЖИЗНЬ КАК СТИЛЬ

 



Художник по костюмам фильма «Фрида» Джулия  Вайс (номинация Оскар за костюмы к этому фильму)


«Она написала убийство»

 «Стальные магнолии»

 
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе»

«Красота по-американски»

 «12 обезьян» (номинация Оскар)



 

 говорила, что было невозможно конкурировать с неповторимым стилем Кало, сама Фрида постаралась за неё и чётко выстроила собственный имидж соответственно тем событиям, которые
происходили в её жизни. Д. Вайс только чётко следовала за художницей, бережно
восстанавливая по автопортретам и фотографиям костюмы этой уникальной женщины.
 

  

Автопортрет Ф. Кало и Сельма Хайек в роли Фриды                

Мне показалось интересным разобраться в создании образа знаменитой мексиканской
художницы через фильм «Фрида» и через её картины.
 

 

                Костюм говорит о человеке многое, если не всё. Цвет, фасон, то, как он его носит. Что говорит о Фриде её одежда: экстравагантная, яркая, экзотическая? Что это – вызов? Ширма? Естественное отражение личности художника? Или её изысканная упаковка была попыткой компенсировать телесные недостатки?

                  Начнем сначала. Болезнь полиомиелитом в детстве, усохшая нога, обидные прозвища.  Но маленькая девочка не сдавалась, она назло физическим недугам занималась спортом, старалась игнорировать клички и вырабатывала борцовский характер.

                Дальше – учёба в медицинском институте и встреча с Диего Риверой. Потом – жуткая авария, год болезни, когда она была прикована к кровати и возникший интерес к живописи.

                 Вот с этого момента и начинается поиск себя и своего имиджа.

  Вглядитесь в её лицо: прямой жёсткий взгляд, упрямо вздёрнутый подборок, плотно сжатые губы. Ни на одной картине вы не увидите расслабленного лица, открытой улыбки. Но это  маска не страдания, а стоицизма.

   


фото и автопортрет

Мне кажется, чтобы понять Фриду, надо помнить, что после той аварии она ВСЕГДА испытывала боль! Та не отпускала её ни на минуту. Всё, что делала художница, накладывалось на эту боль: творчество, секс, имидж. Это раскололо её личность. Брак с ветреным Риверой подлил масла в огонь. Она часто рисовала себя со стороны, иногда даже два автопортрета на одном полотне, как на этой картине «Две Фриды».

 


картина Ф. Кало "Две Фриды"

 

 Противоречивость была заложена в ней от рождения. Народная мексиканская художница имела отца    еврея и мать наполовину испанку, наполовину мексиканку (забавно, что роль Фриды в фильме сыграла С. Хайек, тоже полукровка: мексиканка с арабской  кровью).

                Родившаяся и прожившая жизнь в Мехико, она носила костюм другой области Мексики, к которой не имела ни какого отношения. Хайек имеет на этот костюм больше прав, чем сама Кало. "Моя мать и бабушка родились и выросли в районе Техуана. Когда я снялась в своем первом фильме - это был мексиканский фильм, еще до Desperado - мы приехали на Берлинский кинофестиваль, и я решила надеть платье, принадлежавшее моей бабушке. Все решили, что я сумасшедшая".

                Всегда испытывающая боль, Фрида Кало своими поступками, любовью к жизни, яркими нарядами создавала иллюзию цветущей, здоровой женщины.
 

                Будучи внешне хрупкой и изящной, она бранилась, как сапожник и пила текилу, как воду. 

                Вероятная бисексуальность, явное присутствие мужских гормонов (усики), переодевания в мужской костюм в мрачные периоды своей жизни и – невероятная женственность национальных нарядов в период восстановления отношений с Риверой.


плакат к фильму "Фрида"

«Я одевалась, бывало, как мальчишка, в брюки, ботинки и кожаную куртку, стригла волосы, но когда шла, чтобы увидеться с Диего, надевала костюм женщины - теуаны», - вспоминала в своём дневнике Фрида Кало.


     

 

кадр из фильма и фото Фриды в мужском костюме

Она и позже не раз надевала брюки, чтобы скрыть изуродованную ногу, но  делала это женственнее и мягче.

    

 

фото художницы

 

Как натура художественная, она искала свой, уникальный, неповторимый образ. Во времена сильного увлечения коммунистическими идеями, еще до свадьбы, она подражала стилю революционерки Тины Мондотти, носила красные революционные блузки, галстуки, узкие юбки и кепку. Подчеркивая тем самым равенство с мужчинами, товарищами по партии.

    


кадр из фильма и фото Фриды

      

Кадр из фильма и такой изобразил Ривера Фриду на своей фреске. Справа – Тина Мондотти на той же фреске с пулеметной лентой в руках.

 Но самый главный мужчина в ее жизни Диего Ривера мечтал её видеть совсем другой.  Она постепенно шла к тому образу, который теперь широко известен как стиль «Фрида Кало».

    

 

Эта идея принадлежала ему: одеть Фриду в национальный костюм, он считал, что мексиканские женщины не должны перенимать американские буржуазные привычки. Конечно, это происходило не против её воли, она и сама всегда старалась как-то нарядить, украсить своё бедное, измученное тело, даже когда  месяцами вынуждена была лежать в кровати в ортопедическом корсете, то  расписывала его бабочками, позже - коммунистической символикой.

  
кадр из фильма

   

фото Фриды, демонстрирующей свой корсет; фото гипсового корсета Ф. Кало

 

Впервые Фрида появилась в национальном костюме на своей свадьбе с Риверой, одолжив платье у служанки. Но этот стиль эволюционировал. Сначала это были скромные, однотонные, длинные платья с оборками, прилегающим лифом и минимумом отделки. Единственная броская деталь – это крупные этнические украшения, к которым она была не равнодушна всю жизнь.

   

фото Фриды и Риверы

  

автопортрет 1929 год; кадр из фильма

    

автопортрет; кадр из фильма

 

Именно эта лаконичность нарядов выигрышно оттеняла её молодость, нежность, женственность, влюбленность.

   

 

С годами у Фриды появилось множество нарядов в индейском стиле, с любовью выполненных местными мастерицами. В «голубом доме» они выставлены в большом стеклянном шкафу - как драгоценная коллекция произведений народного творчества. Когда С. Хайек встречалась с родными Ф. Кало, те разрешили померить одно из её платьев и, оказалось, что их размеры совпадают.

   

экспонаты музея Ф. Кало её одежда

    

из музея Ф. Кало, её костюм и обувь

На 30-40-е годы приходится расцвет ее карьеры художника,  к этому моменту у неё  уже развилось прекрасное чувство цвета, композиции, и её костюм становится сложнее по цветовым сочетаниям и отделкам.

   

кадр из фильма, фото Ф. Кало

Появляется активный цвет, дробность. Такие открытые, контрастные цвета, живые цветы в волосах, тщательно подобранные украшения говорят нам о внутренней жизнерадостности Фриды. Люди, общавшиеся с ней,  вспоминают, что она любила шутить, смеяться. «Нет ничего ценнее смеха. Сила в том, чтобы, смеясь, облегчать себе душу. Трагедия – одна из смехотворных вещей», - писала она в дневнике.

    

кадр из фильма, фото Фриды

К тому же, эти сочные цвета прекрасно подчеркивали её сексуальность и женскую состоятельность. И они прекрасно гармонировали с её смуглым цветом кожи, темными волосами и карими глазами.

А всю свою боль и разочарование, грусть она  доверяла картинам.  

  

картина Ф. Кало "Раненый олень" 

И снова об имидже Фриды. Есть в её нарядах и нечто, безусловно, царственное. Представьте себе: вы затянуты в корсет, у вас ровная спина, расправленные плечи, длинные юбки, а волосы на голове туго стянуты и уложены на макушке в тяжелый, сложный узел, в который вплетены ленты и цветы! Это тоже диктует определенную осанку и манеру поведения.

  

Таким образом, Фрида боролась с собой, своей слабостью и болезненностью, словно, хотела прогнать яркими красивыми тряпочками смерть, обмануть и себя и окружающих, создать впечатление благополучия, здоровья и радости. Разве глядя на женщину-праздник можно думать о скорой ее кончине?

Тут еще необходимо помнить о мексиканской культурной традиции. В Латинской Америке смерть со времен ацтеков воспринимается несколько иначе, чем в Европе. Октавио Пас написал, что «мексиканец, вместо того чтобы бояться смерти, ищет ее общества, дразнит ее, заигрывает с нею... это его любимая игрушка и непреходящая любовь». В Мексике ежегодно празднуют Мексиканский День Мертвых - это вполне светлый и теплый семейный праздник, проходящий ежегодно 1-2 ноября, когда живые вспоминают о своих почивших родственниках и дают им шанс вернуться на время в лоно семьи. В этот день дарятся подарки, устраиваются костюмированные шествия и веселые пиры. Юных мексиканцев в этот период положено одаривать марципановыми гробами и скелетами из белого шоколада. Популярны также танцующие скелеты-марионетки, гробики с сюрпризом, сделанные по принципу чертик-из-табакерки, и смеющиеся игрушечные черепа "calacas", на лбу у которых написаны имена - мужские и женские.

   

игрушки и серьги

    

Ф. Кало с сахарным черепом, сахарные черепа

Но вернемся к народному костюму. За образец она берет женский костюм перешейка Теуантепек в Оахаке, который нравился Ривере.

  

фрагмент фрески Д. Ривера

 

Этот костюм еще известен тем, что это самый красочный женский костюм в Мексике. Увлекали Фриду и легенды, связанные с женщинами той местности: в древние времена там был матриархат, и женщины вели торговлю, собирали налоги и главенствовали над мужчинами. Ну и еще, это выбор вызван еще тем, что под широкие блузы huipil было удобно прятать корсет, а под длинные юбки – изуродованную ногу.

    

автопортрет Ф. Кало и блузка из этнографического музея г. Мехико

       

картина Ф. Кало, народная блузка, кадр из фильма

 

Один из распространенных орнаментов  huipil  – ромбы. Он известен еще со времен майя. Ромб – это узор вселенной. В центре ромба часто изображают бабочку, символ солнца и центра космоса майя.

   


 

Такие вышитые блузы можно купить и сейчас на рынке в Мехико. Собственно, большую часть из  50 костюмов, что носит С. Хайек в фильме, куплены таким образом. 

 

 

И сейчас мексиканские женщины носят такие костюмы.

   


 

Еще один очень популярный мотив для вышивки huipil – это огромные розы или листья.

     

блузка в развёрнутом виде, кадр из фильма

 

Сначала юбки индейской женщины выглядели как кусок ткани, обернутый вокруг тела. Позже, с приходом испанцев, стали популярны привозные ткани, из которых делали юбки, присборенные у талии. Но ткани, из которых шили юбки, были очень узкими, поэтому к подолу пришивали дополнительные полосы белого или желтого цвета. 

    
 

фото из музея этнографии и юбки из музея Ф. Кало, принадлежавшие художнице

 

Часто надевали несколько юбок друг на друга, или пододевали белые крахмальные подъюбники. Говорят, свои она вышивала всякими грубыми, мексиканскими непристойностями. В этом мне видится элемент насмешки над смертью. 

 

фото из музея Ф. Кало


Очень популярны были фартуки. Их носят до сих пор как часть традиционного костюма во многих областях Мексики.

    

фото Ф. Кало в национальной одежде Тихуаны, автопортрет

 

Тут мы видим весьма необычный  головной убор, сделанный в форме платья ребенка. 

    

фото из мексиканского музея этнографии

 

Существует такое предположение, что индийские женщины нашли детские кружевные платья на судне, потерпевшем кораблекрушение, и, не зная, что это и для чего, надели их на головы.  Их носят и сегодня, обычно, когда идут в церковь, с оборкой вокруг горловины и с двумя крошечными рукавами.

Носила Фрида и костюмы других районов Мексики. Иногда смешивала элементы разных костюмов, при этом продуманно создавая ансамбль. 
 

   
 

Как эта блуза, популярная у женщин города Ялалаг Сапотекского региона.

С ухудшением здоровья ленты, цветы, драгоценности, кружева становились все пестрее и вычурнее. В последние свои дни, когда ей было тяжело даже поднимать руки, она просила сестру или подругу, чтобы те причесали её и украсили цветами.
 

    


 

В добавление к экзотическим костюмам Фрида придумывала себе и прически. Зная, как Ривера любит её длинные волосы, она не раз обрезала их после  ссор с ним. Словно, вместе с локонами она отрезала свою привязанность к нему.  Такой момент саморазрушения запечатлен на оной из ее картин, написанной после развода. 
 

 
 

фото сделанное в 1934 году, после измены Риверы с сестрой Фриды
 

     

 

автопортрет с обрезанными волосами, написанный после развода; кадр из фильма
 

После свадьбы причёска её была простой и скромной: две косы, собранные сзади «корзиночкой» или связанные на макушке. Именно такая прическа подходила к простым, незамысловатым платьям той поры. 
 

   

 

фото Ф. Кало; кадр из фильма
 

С возрастом, она стала делать более сложные прически, украшая их лентами и цветами. Иногда она подражала мексиканкам, иногда придумывала их сама. Порой корона из переплетенных цветов и волос становилась почти гротескно высокой. Словно, она пыталась скрыть за всей этой цветочной ширмой свою уже с трудом переносимую боль (к тому времени Фрида перенесла огромное количество операций на позвоночнике и не одна из них не оказалась удачной).
 

   

 

постер к фильму "Фрида" и фото самой художницы


 

Фрида очень любила украшения, с первых дней брака Ривера задаривал её ими. Причем, носила она как старинные доколумбовые ожерелья, так и современную бижутерию. Одно такое нефритовое колье подарила племянница Фриды актрисе Сельме Хайек за то, что она так точно и ярко раскрыла образ  художницы. 
 

  

 

украшения Фриды из её музея


 

 Обожала замысловатые серьги в колониальном стиле, наподобие тех серег-кистей рук, что подарил ей Пикассо в 1939 году. Такие «руки» древние майя  делали в качестве оберега. 


 

  
 

автопортрет Фриды с сережкой, подаренной Пикассо; постер к фильму
 

   
 

фото Фриды; серьги-амулеты

 

Её пальцы всегда были унизаны большим количеством колец, которые она постоянно меняла.
 

   
 

кольца Фриды из её музея
 

Впервые, стиль Фриды Кало произвел фурор в Париже в 1939 году, куда она приехала на открытие выставки «Мексика». Она, её экзотический стиль стали событием и вскоре появляется журнал «Вог» с её фото в мексиканском платье на обложке. 
 

    

 

фото, сделанное для "Вог" и кадр из фильма


 

Ею заинтересовалась экзальтированный дизайнер Эльза Скиапарелли, которая, вдохновившись стилем Фриды, создала платье «Мадам Ривера» и духи «Shocking».
 

 


 

Фрида виртуозно изобрела свой индивидуальный, неповторимый стиль, которым выразила своё  творческое «я» и отгородилась от боли.  А мой любимый эпизод в фильме, о котором я уже упоминала в посте о красном цвете, когда Фрида с мужем и Троцкими стоит на пирамиде в своём алом, невероятном наряде на фоне потрескавшихся серых плит и бежевых одежд спутников, как нельзя лучше отражает суть её жизни: хрупкий нежный цветок пробившийся сквозь камни и храбро противостоящий природным катаклизмам. 

 


кадр из фильма

 

 И по сей день не угасает интерес к личности и имиджу этой яркой, неординарной художницы.
 

    

 

 

 

 

Ссылки 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments