Вещь в себе (ex_ex_mor77) wrote in kinoclub,
Вещь в себе
ex_ex_mor77
kinoclub

Зверофабрика // Animal factory

Уиллем Дефо начинает становиться моим любимым актером. Чуть безумный и донельзя стильный в "Святых из Бундока", жуткий и зловещий, а потом вдруг лукаво и застенчиво улыбающийся в "Экзистенции", знакомый и положительный во "Взводе", отчаянный, искалеченный, но не сдающийся в "Рожденном 4-го июля"... Можно продолжать и продолжать список, в котором не особенно красивый мужчина, тем не менее, приковывает. Здесь Дефо лыс, как-то отстранен и необъяснимо добр.

"Зверофабрика" - фильм, который я захотела посмотреть до дрожи в ручонках сразу же, как только узнала о его существовании. Еще бы. Во первых, он снят Стивом Бушеми, больше знакомом публике в качестве актера ("Бешеные псы", "Криминальное чтиво", др.). Во-вторых, фильм представляет собой дуэт Дефо-Фарлонг ("Терминатор-2", "Американская история Х") с участием Микки Рурка в роли философствующего тюремного трансвестита! Реальность оказалось не такой, как думалось, - фильм лишен тарантиновского стеба или беспрерывного драйва, он психологичен и построен на мельчайших нюансах, которые затем хочется осмыслить. Сюжет прост: молодой парнишка Ронни Деккер (Furlong) попадает в тюрьму за хранение марихуаны, его судьба была бы печальна, если бы не помощь бывалого осужденного Эрла, который берет на себя заботу о парне.

Я ожидала феерической игры и тюремных страстей, но ничего этого не получила. Бушеми скуповат, разворачивает сюжет медленно, по ложечке, и от этого начинаешь обращать внимание на то, что иначе точно ускользнуло бы, - на черты характера героев, на их мотивации, стремления, ощущение мира. Видеть, как оживает высохший, хитрый и уверенный в себе Эрл, когда встречает Деккера, подозрительно. Его доброта вскоре начинает удивлять, и эту паранойю проходишь вместе с парнем, который чувствует на себе взгляды зеков каждый день. Почти каждый из этих здоровых лбов легко может поставить его в позу, он подозрителен, измучен, не выказывает никаких драматических переживаний, а просто шарит глазами или курит. Эрл, напротив, спокоен, рассудителен и опытен, за те годы, которые провел в тюрьме, он хорошо изучил существующий порядок, поэтому чем-то удивить его трудно. "Тебе повезло, что ты встретил меня. Мне никто не помогал".

Почему Эрл стал помогать Деккеру? Что он вообще за человек? Что заставляет его спасать Деккера, махнув рукой на собственное будущее? Острый ум Эрла сочетается с какой-то ностальгической добротой, и вопрос "Почему?" так и не оставляет до конца фильма, в котором подружившиеся юноша и бывалый уголовник собираются бежать, выбрав опасный, но выглядящий вполне правдоподобно план. Такое построение картины заставляет искать отгадку в каждой брошенной друзьями Эрла фразе, в каждой сцене. Например, некоторое время я держала перед глазами момент, в котором порезанный бритвой Деккер лежит на кровати, сворачивается и засыпает, а Эрл несколько долгих секунд смотрит на него со странной нежностью и каким-то выражением вроде мягкого "Эх ты..." в глазах. В конце фильм озадачивает, и опять оставляет множество вопросов. Смог бы Эрл найти себя вне тюрьмы, к которой так привык? А собирался ли он вообще бежать? Он может быть очень жестким, переключается мгновенно и остается холодным там, где перепуганный, но помнящий слова о ярлыках Деккер действует импульсивно. Случайность неумолима. Все просто - и ничего изменить нельзя.

Парень действительно хороший - он не становится стукачом, не поддается на провокации, ведет себя так храбро, насколько это в его положении возможно. Особенно четко его шаткое положение выписано в сцене бунта. Зеки готовы броситься стенка на стенку, любой из них может запросто переломить пацана, как тростинку, но даже сейчас действуют неписанные законы, по которым ты не можешь помчаться, сломя голову, дав волю страху. Он стоит и оглядывается по сторонам, ждет какого-то знака, из последних сил заставляя себя сохранять самообладание. Деккер становится всего лишь эпизодом в жизни Эрла и незначительным мгновением в жизни тюрьмы. Он случайно попадает в нее и так же случайно из нее выбирается. Мы не знаем, сдержал ли он свое обещание, не забыл ли он своего защитника, как уверял, после освобождения или просто махнул рукой, выбравшись из передряги.
Но я верю, что нет. Не мог забыть.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments