Последний гипербореец (hyperboreus) wrote in kinoclub,
Последний гипербореец
hyperboreus
kinoclub

Бекет / Becket (1964)

Великолепный, нестареющий фильм, если закрыть глаза на некоторые вольности, как исторического, так и драматургического характера.

История двух друзей: короля Англии, норманна Генриха II, и чистокровного саксонца, выходца практически из народа (хотя и не сына свиновода, как говорится в фильме) Томаса Бекета, всего достигшего своим умом и силой духа. Поначалу мы видим беззаботную жизнь обоих: пьянки, охота, женщины.. Впрочем, понятно, чем привлек Бекет короля: "самый умный человек Англии" говорит тот о нем. Фильм (который поставлен по прекрасной пьесе Ануя, Оскар - за сценарий) блестяще передает этот ум. Но мы также видим, как суровеет Бекет, глядя на страдания бесправных и порабощенных норманнами саксонцев. Король подтрунивает над своим "маленьким саксонцем", для него это игра, но Бекет не играет, он выживает во враждебном мире завоевателей. Несмотря на то что Генрих осыпает его почестями и титулами (дворянство, титул канцлера, титул архиепископа Кентерберийского), Бекет находит себе нового "друга" - Господа Бога. И понимает, что король предательства не простит...

Чем так восхищает фильм? Во-1, сюжетом. В Англии, думаю, каждый школьник знает историю "убийства в соборе", однако нам она знакома куда хуже. Между тем это истинно шекспировская трагедия - тем удивительнее, что она произошла в действительности и аж в 12 веке. Но и сегодня она впечатляет и волнует не меньше.
Во-2, актерами. Ричарду Бертону досталась сложная задача: за 2,5 часа экранного времени показать, как повеса превращается в святого, как друг становится врагом, как сын своего времени оказывается тем, кто намного опередил его. Это действительно так: Бекет всего несколькими фразами демонстрирует нам, насколько он понимает эпоху, в которой живет, законы, которые ею правят, людей, которые являются ее рабами: от простолюдина до короля. И он страдает прежде всего от того, что ему нет равных. Поистине ренессансная фигура!
Но и Питер О`Тул не подкачал. Если на лице Бекета почти всегда или каменное выражение, или ироническая усмешка, то Генрих испытывает широчайшую гамму переживаний: любовь, ненависть, радость, подлость, досаду, отчаяние, надежду... Вот он как раз истинное дитя своего времени: хитрое, беспощадное, но и легко ранимое, по-детски наивное...
Дуэт этих двух актеров и делает фильм - почти так же, как в недавном "Царе" Лунгина (кстати, не вдохновлялся ли наш режиссер, помимо прочего, и "Бекетом"?)

Напоследок о досадных исторических неточностях. Крайней дурой показана жена Генриха, Элеонора Аквитанская, на самом деле одна из образованнейших и интереснейших женщин того времени. В фильме, впрочем, ее даже по имени не называют ни разу - по-видимому, режиссер сам стыдится столь возмутительного попрания исторической достоверности. Врагом Бекета выставлен и его предшественник, архиепископ Кентерберийский Теобальд, на самом деле бывший его покровителем. Но самое досадное: никак не отражено то, что после убийства Бекета на его теле нашли грубую власяницу, кишмя кишащую вшами! Впоследствии стало известно, что эту власяницу он носил уже много лет, умерщвляя свою плоть во славу Господа. Какое мужество! И какой блестящий кинематографический факт пропущен: всего двумя-тремя кадрами можно было бы внести еще больше драматизма, еще выпуклее раскрыть фигуру Бекета и мощь его преображения...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment