Aleksei Lossan (lossan) wrote in kinoclub,
Aleksei Lossan
lossan
kinoclub

Categories:

"Прогулка" Алексея Учителя

Таких фильмов в России еще не снимали, и дело не в том, что в новой картине Алексея Учителя нет ни одной пессимистической сцены о российской действительности или бандитской разборки по поводу приватизации, а в том, что режиссеру удалось сочетать несколько несочетаемых вещей.

Если препарировать фильм, то нужно в первую очередь вспомнить о двух традициях. Первая – это кино, построенное на динамике и напряжении зрительских нервов, фильм-движение. В первую очередь это “Дуэль” Спилберга. Зритель не отрываясь смотрит на экран и ждет, что вот сейчас, вот-вот что-нибудь случится. И все это практически без всякой музыки, только физическая динамика.

Вторая традиция – это фильмы-розыгрыши. Группа людей задумывает какую-нибудь шутку-прибаутку, чаще всего безо всякого злого умысла, однако потом этот розыгрыш оборачивается уже далеко не шуточным образом. Если вспоминать аналогичные фильмы, то из хорошего кино – это “Старший сын”, а из плохого - “Ночные забавы”. В первом случае – нужно где-то спать, во втором – игра номерами купюр. Но все это сюжеты, хоть и игровые, но глубоко прозаические, в которых всегда кроется какая-то личная выгода. И которые в общем не очень смешны. Другое дело “Прогулка”. У Алексея Учителя не просто розыгрыш, у него розыгрыш нестандартный, одновременно бытовушный и романтический. И что не менее важно утаенный от зрителя. Ну не может прийти в голову до последнего момента, почему Оля ни разу не присела, и почему ей звонит “Папаня”, а тем более что этим “Папаней” окажется симпатичный Гришковец. Потому зритель – в напряжении, потому внимателен.

Что же касается постоянного движения, то тут Учитель превзошел многих, он по полной программе использовал бэкграунд. Вид реставрируемого к юбилею Петербурга, несомненно, представляет сам по себе особенную художественную ценность. Правда иногда создается впечатление, что это не игровое кино, а видеогид для “гостей нашего города”. Однако, как только оно появляется, оператор замечательно сбивает кадр.

“Прогулка” - абсолютно оптимистический и очень красивый фильм. Отсутствие хеппиенда в конце отнюдь не страшно, хотя бы потому что сюжет его не предполагает. История этих четырех людей всего лишь одна из картин города. Город – один из главных героев фильма, сам маршрут чего стоит, не прогулка, а осмотр достопримечательностей – Дворцовая, набережная Невы, Исаакий, Петровский остров.

Что касается героев картины, то “Мастерская П. Фоменко” сработала не просто отлично, а превосходно. Изъянов буквально нет. И, конечно, особенно трогательно смотрится Кирилл Пирогов в совсем эпизодической, но замечательной роли уличного лабуха.
“Прогулка” - это отличный фильм, где все работает, где играют актеры, где есть оригинальный сюжет. Потому всем советую посмотреть. Это хорошая картина, что в российском кино случается не так уж часто.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments