Анастасия Истомина (aistomina) wrote in kinoclub,
Анастасия Истомина
aistomina
kinoclub

Нуар: магия черного

Это были из лучших новогодних каникул. Фильмы нуар числом более полтиника, с утра до вечера. До чего ж я люблю это стильное, времен золотого века Голливуда, кино. Пришлось немного зарыться в книги, чтобы сформулировать, что же это такое - нуар.  

История

В октябре 1941 года на экраны американских кинотеатров выходит "Мальтийский сокол" режиссера Джона Хьюстона, ознаменовавший
рождение нового жанра. Корнями уходящий в гангстерское кино, фильм нуар предлагает новую философию, новую тематику, новых героев и новую эстетику. 
"Черный" фильм берет свое начало в новейшей к тому времени американской литературе. Создатель "Мальтийского сокола" писатель-романист Дэшил Хэммет, по сути, является родоначальником нуара в литературе. Герой его романа, детектив Спейд, живущий на случайные заработки, авантюрист с неясным прошлым - он чаще использует револьвер, чем интеллект. У героя нет времени сидеть у камина, с холодным умом разгадывая хитроумные сплетения преступлений. События вокруг развиваются так стремительно, что единственная задача для Спейда - выжить. Ночной город, в котором процветает жестокость и насилие, преступный мир, разросшийся во времена "сухого закона", атмосфера тотальной опасности и порочности, потеря всякого понимания кому можно доверять, а кому - нет, - вот где приходится обитать Спэйду, роль которого в фильме блестяще исполнил Хэмфри Богарт. 
В то время, как романы Хэммета породили множество последователей и подражателей в литературе (в том числе, и знаменитого Джеймса Хэдли Чейза), фильм "Мальтийский сокол" ознаменовал появление, можно сказать, целой эпохи нуар длиной в десятилетие и повлиял на весь последующий кинематограф.

Особенности


Пессимизм, чувство края пропасти, на котором оказываются герои - характерно для фильма нуар. Такой же отличительной особенностью этого жанра (помимо его обязательной криминальной составляющей), его узнаваемым почерком стало использование саспенса - особого напряжения, когда зритель вынужден переживать за героев в самые ответственный моменты. Так, например, в фильме Тэя Гарнетта "Почтальон всегда звонит дважды", герои-любовники собираются убить мужа героини, а в это время к их дому подъезжает полицейский на мотоцикле. Узнает или не узнает слуга закона, что происходит в доме, успеют герои закончить начатое или все сейчас же откроется? Или длинный проезд машины в начале фильма Орсона Уэллса "Печать зла": зритель знает, что в машине заложена бомба, но герои об этом не подозревают - типичный прием саспенса в нуаре, позже растиражированный, но вполне работающий и в наши дни. 
Немалую роль в формировании особого стиля нуар играют психологические моменты: противоречивость человеческих характеров, отсутствие нравственных ориентиров, культ силы, которая выше закона, страсть, способная затмить любые человеческие нормы. Появляются новые персонажи: например, холодные расчетливые женщины, использующие свое обаяние как приманку в преступной игре ("Леди из Шанхая" Орсона Уэллса, "Двойная страховка" Джона Уайдлера и т.д.). Герои нуара - вовсе не поборники нравственного порядка. Даже наоборот. Авторы заставляют зрителя сочувствовать и сопереживать явно отрицательным, с точки зрения морали, персонажам. 

 




Драматургия

 1941-1945 годы были для нуара только началом, стремительным стартом. По-настоящему он оформился как жанр уже после войны. К этому времени режиссеры и зрители устали от примитивной военной драматургии с ее обязательным делением на положительных и отрицательных персонажей, на своих и чужих. Устали и от военной тематики. Большую роль так же сыграл возрастающий интерес к психоанализу, проникший во все виды искусства,в том числе - в кино. Психоаналитик не оценивает пациента, он пытается найти корни и мотивы его поступков. В этом смысле интерес представляет фильм "Темное зеркало", а так же фильмы Хичкока "Подозрение" и "Тень сомнения". Важное отличие от поздних фильмов, где действуют авантюристы и обаятельные негодяи состоит в том, что в фильмах нуар герои, совершившие преступление, обычно проигрывают в игре с судьбой. Фильмы нуар так же отличаются отличной драматургией, сложным запутанным сюжетом, диалоги часто остроумны, а герои полны цинизма.




Эстетика

Черное-белая пленка сейчас сама по себе воспринимается как особая эстетика. Многие режиссеры, такие как Орсон Уэллс ратовали за то, чтобы кино вообще оставалось черно-белым. Для нуара свойственно особое отношение к свету в кадре: действие фильмов зачастую происходит ночью, герои сливаются с мрачными улицами, пропадают в темноте, они будто обитают в ней - в этой черноте во всех смыслах. Дэвид Линч, некоторые фильмы которого причисляют к неонуару (если таковой вообще существует), часто использует подобную эстетику в своих картинах. Сам же нуар оказался под влиянием немецкого экспрессионизма.
С 1944 года в Голливуде образуется так называемая немецко-голливудская школа кино. Так журналисты назвали эмигрантов из Германии и Австрии, которые обратились к жанру "черного" кино и добились в этом громадных успехов. Прежде всего, это упоминавшийся ранее Билли Уайлдер, работавший в Голливуде с 34 года как сценарист, а в начале сороковых перебравшийся в режиссерское кресло, и, конечно же, Фриц Ланг, к тому времени покинувший фашистскую Германию. 

 В список фильмов нуар входят десятки лент, и не только производства США. Течение преодолело границы и обосновалось во многих странах мира. Одним из последних фильмов, причисленных к классическому нуару стала британская картина "Третий человек" (1949 год), где одну из лучших своих ролей сыграл Орсон Уэллс. Эпоха нуара закончилась, но переосмысление ее началось уже в семидесятых годах. Так, например, французская "новая волна", возвестившая о своем появлении Фильмом Годара "На последнем дыхании", уже вовсю использует героику и сюжетные нарративы классического фильма нуар.


А. Истомина (оригинал статьи на сайте www.aistomina.ru)

Список фильмов нуар, рекомендуемых к просмотру:

«Мальтийский сокол», «Риф Ларго», «Асфальтовые джунгли» Джона Хьюстона
«Иметь и не иметь», «Большой сон» Говарда Хоукса
«Милдред Пирс» Майкла Кёртица
«Почтальон всегда звонит дважды» Тэя Гарнетта
«Двойная страховка», «Потерянный уик-энд», «Бульвар Сансет», «Большой карнавал» Билли Уайлдера
«Леди из Шанхая», «Печать Зла» Орсона Уэллса
«Лора», «Падший ангел» и «Там, где кончается тротуар» Отто Премингера
«Леди-призрак», «Подозреваемый», «Странное дело дяди Гарри», «Убийцы», «Тёмное зеркало» и «Плач города» Роберта Сьодмака
«Из прошлого» Жака Турнёра
«Гилда» Чарльза Видора
«Газовый свет» Джорджа Кьюкора
«Оружие для найма» Фрэнка Таттла
«Женщина в окне», «Улица греха» и «Большая жара» Фрица Ланга
«Заворожённый» Альфреда Хичкока
«Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна
«Убийство, моя милая» и «Загнанный в угол» Эдварда Дмитрыка
«Стеклянный ключ» Стюарта Хайслера
«Тёмный город» Уильяма Дитерле
«Ночь и город» Жюля Дассена
«Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича

Фильмы-нуар других стран
«Бездомный пёс» Акиры Куросавы (1949)
«Загнанный волк» Ясудзо Масумуры (1960)

  На самом деле спецы насчитывают штук пятьсот фильмов нуар 


 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments