Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kinoclub,
Варвара Ухорская
kinouho
kinoclub

Мне бы в небо | Up in the Air

Мне бы в небо | Up in the AirОдин из номинантов Золотого Глобуса, чуть ли не во всех номинациях: тут и "Лучший драматический фильм", и лучший режиссер, и лучший актер, и лучший сценарий, и 2 женских роли второго плана.

И – да, после просмотра вопросов не остается (как это иногда бывает): чем же этот фильм так угодил всем? Да вот именно, что – всем.
Нам – особенно. Имею в виду российского и вообще постсоветского зрителя. Потому что этот современный фильм молодого и продвинутого канадского режиссера Джейсона Райтмана (очень интересного: "Здесь курят", "Джуно") сильно напоминает культовые советские фильмы о сложной мужской судьбе – хоть "Полеты во сне и на яву", хоть "Осенний марафон". Это навскидку, наверняка можно и еще десяток накидать.
Вот только не горькие безнадежные, с Далем в главной роли, "Утиные охоты" или там "В четверг и больше никогда" - про этого одинокого современного эгоиста, сметающего все на своем пути, а зачем – и сам не знает. Нет. Наш душечка Клуни не такой.

Хотя – в фильме "Мне бы в небо" -  и очень хочет таким казаться.


Взять хотя бы работу его героя. Работа – в духе времени. Он – увольнитель, великий и ужасный.  Очень актуально в условиях мирового финансового кризиса. Вон, 8 миллионов американцев остались без работы. А увольняет их такой Джордж Клуни. То есть – горевестник.
Он, по поручению работодателя, сообщает несчастному о его новом положении. Его дело – сообщить это так, чтобы уволенный не спрыгнул с моста, а при хорошем раскладе – так еще и ушел окрыленный открывшимися новыми горизонтами. Иезуитская, в сущности, задача.

И вот наш хороший парень не то, что терпит свою работу – он даже любит ее. По своему. Правда, больше всего за то, о чем трудно догадаться заранее. Не за то, что он владеет судьбами людей в самый критический момент их жизни. Не за большие бонусы и премиальные. За возможность летать. Нет, правда! По заданию своей увольняющей кампании он перелетает из города в город, практически, останавливаясь только на недолгое увольнение и ночлег. А все остальное время – в полете.

Странно, почему он тогда не стал летчиком? А вы? Почему вы – мы – не стали летчиками, путешественниками, космонавтами, цирковыми клоунами – кем там еще нам рутина и прагматичные соображения помешали стать? Вот и с ним та же история. Странный случай.

Актера Джорджа Клуни не назовешь человеком с тысячью лиц. Лицо у него одно, и это до неприличия  красивое лицо. Такое лицо, которое, казалось бы, должно напрочь преградить его обладателю путь к любым сколь-нибудь серьезным проектам. Его должны были, по всем коммерческим законам,  расхватать еще на дальних подступах – на рекламы мужского парфюма, элитной недвижимости и эксклюзивных швейцарских часов.
А уж если он прорвался через эти первые баррикады, то тут вступают в дело производители сериалов – им такие тоже нужны. На роли героев-любовников, о которых даже особо рассказывать ничего не надо – лицо все говорит само за себя. И действительно, в сериальных дебрях Джордж Клуни проблуждал первые десять лет карьеры безвылазно. И еще лет десять – с короткими появлениями на большом экране. Но: ему удалось вырваться. Как мало кому удавалось.

То есть записной сериальный актер перешел в большой Голливуд и достиг там всего, включая Оскар за роль второго плана (в "Сириане") и номинации на Оскар за лучшую мужскую роль (в филме "Майкл Клейтон"). И все это – не благодаря красивому лицу, а вопреки.
Не случайно для роли в "Сириане" Клуни специально поправлялся на 20 кг. Типа, подержанные агенты ЦРУ должны и выглядеть не так блестяще, все-таки, не Джеймс Бонд. Хотя, казалось бы, кого и представлять Джеймсом Бондом, как не его. Но – нет. Джордж Клуни снимается все больше в серьезном кино. Даже тогда, когда, казалось бы, в Голливуде совсем от него, серьезного кино, совсем отказались.

Ну да, есть супер успех "Друзей Оушена" - но, согласитесь, это все-таки иронический детектив, и не детектив даже, а такие иронические "Семеро смелых" - то есть, соответственно, "Одиннадцать", "Двенадцать" и "Тринадцать" смелых – в американском случае, гангстеров, но главное – друзей, которые один за всех – все за одного, идут на опасное, но благое дело. 

И вот какая странная вещь. Оказывается, что не менее  выразительным средством этого актера, хотя и менее очевидным, чем безупречно красивое лицо, является его положительное обаяние. Как бы странно это не звучало. Для такого красавца. Клуни излучает ауру хорошего человека. Даже если он грабит банки. Занимается юридическими аферами. Или увольняет без счета ни в чем не повинных людей.
Клуни играет хорошего человека с маниакальным упорством Клинта Иствуда. Пока он еще не такой борец со Злом. В фильме "Мне бы в небо" герой Клуни как раз и открывает про себя, что он, оказывается, не прожженный эгоист и прагматик, каким прилично быть человеку его пола и возраста в его месте и времени. А совсем другой человек.

Про которого можно сказать словами из песни любимого нашего Борис Борисыча Гребенщикова: "Моей звезде не суждено тепла, как вам, простым и смертным. Вам – сытый дом под лампой светлой, а ей – лишь горькое вино".
И, что самое удивительное, практически слово в слово эти слова герой Клуни  там и скажет.
Смотрите! И – т-сс! – не прослушайте!

5 кадров

Мне бы в небо | Up in the Air
Вся его жизнь - перелеты,

Мне бы в небо | Up in the Air
иногда романтические встречи (с неромантическим концом)

Мне бы в небо | Up in the Air
и суровая работа - уволить за 60 секунд.

Мне бы в небо | Up in the Air
Но он все равно романтик: возит с собой муляж сестры с женихом, чтобы "сфотографировать" их везде, где бывал.

Мне бы в небо | Up in the Air
Но больше всего он любит летать, и он готов к любым пересадкам.

Вместе с этим смотреть: Сириана | Syriana; Спокойной ночи и удачи | Good Night, and Good Luck
Вместо этого смотреть: Здесь курят | Thank You for Smoking; Джуно | Juno

Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments