romanzone (romanzone) wrote in kinoclub,
romanzone
romanzone
kinoclub

Аватар



Браво, браво, мистер Кэмерон!!! Склоняю голову  в знак восхищения и признательности за удивительное и прекрасное кино.
Когда шёл на просмотр, не знал ничего о фильме: ни того, что от идеи до воплощения прошло 14 лет, ни того, что специально была создана новая 3D техника для этого фильма, ни того, что был создан язык на`ви и даже учебник по нему, и ещё много всего, что потребовалось для создания такого шедевра. Даже после просмотра трейлеров в кинотеатрах и по ящику у меня было ощущение: ну, ещё один 3D фильм, ну, конечно от режиссёра «Чужой» и «Терминатор» – да, плавали, знаем. Не впечатляли меня до сего времени 3D фильмы. Сидишь блин в очках, изображение в два раза темнее, да и по мере просмотра как-то забываешь, что смотришь не просто фильм, а 3D фильм. Вспоминаешь же о 3D-шности, только когда в тебя начинает что-нибудь лететь.

С Аватаром всё с точностью до наоборот -  3D-шност есть всегда! По мере погружения в мир Пандоры и движения по пути трансформации главного героя внешний мир вырубается. К концу фильма внешний мир настолько меркнет, что даже по выходу из зала продолжаешь жить в мире народа на`ви.
Наверное, Джеймс изобрёл новый вид суггестии, поскольку,  даже сейчас просматривая скаченный из инета TSRip Аватара, и чётко осознавая всю убогость качества копии по сравнению с оригиналом в кинотеатре, по мере просмотра фильма на компе вновь погружаешься в мир, созданный Кэмероном, с такими же ощущениями как в кинотеатре. Только и остаётся произнести на выдохе: АААааахх…!!!



О чём фильм, думаю, знают даже те, кто ещё не смотрел. Сюжет фильма прост как разговор простого индейца Дона Хуана с волшебным оленем, после рассказа о котором, Кастанеда сказал, что это всё равно, что просто помолчать. «А чего ты хотел от индейца?» - смеясь, ответил ему Дон Хуан.
Простота сюжета с одной стороны заключает в себе силу эмоционального воздействия фильма, не дающего энергии восприятия рассеиваться на рефлексию происходящего, с другой стороны - таков был замысел творца. Повествование фильма происходит от лица главного героя, Джейка Салли, простого морпеха, а не журналиста Достоевского. Хотя, как показывают рецензии и комменты, для особо интеллектуальных личностей, любящих раскладывать всё по полочкам в силу профессиональных привычек, в голове ощущалась когнитивно-перцептивная недостаточность.



Итак Джейк Салли пребывает на планету Пандора в качестве инвалида-морпеха, чтобы заменить своего брата-близнеца в интересном эксперименте по установлению связей с местным населением инопланетян – на`ви. За время полёта к Пандоре посредством биотехнологий создаются тела такие же как у представителей на`ви. В эти тела, которые и называются аватары, перемещают на время с помощью техники сознание оператора-человека. В общем, получается вариант идеальной виртуальной реальности. Только всё, что делает аватар-оператор, происходит в реальности или реальной виртуальности.



Ключ к пониманию того, что произошло с Джейком, его трансформация, кроются здесь, в этой реальной виртуальности аватара-оператора.
Изо дня в день, проживая жизнь на`ви, Джейк всё больше осознаёт насколько несовершенны люди, и даже опасно несовершенны. Что цивилизация людей как вирус опустошила родную планету, и теперь пытается сделать тоже самое с миром на`ви. Вместе с тем Джейк видит удивительную гармоничность мира на Пандоре. В качестве примера можно привести то, что в то время как у нас на Земле для принятия любого электронного интерфейса в промышленную эксплуатацию уходит уйма времени и сил на согласование требований сотен корпораций, на Пандоре, «USB-разъём» появился естественным образом. Так в народе прозвали ответвления нервных волокон у различных живых существ Пандоры, с помощью которых абориген на`ви может подключать свою нервную систему и управлять этим живым существом.
Определённо Кэмерону с помощью графики и звука удалось донести ауру совершенства мира Пандоры и жизни на`ви. Земная же цивилизация предстаёт в фильме как инвалид, изобретающий всё новые и новые костыли, вместо того, чтобы попытаться разобраться в причинах своей инвалидности.
Теперь представьте себе ситуацию. Вы исцелились, а вокруг вас стоят другие инвалиды, потрясая костылями, и скандируя: если у вас нет костылей, тогда мы идём к вам. Джейк оказывается в таких же не простых обстоятельствах. Каковы были бы ваши чувства и действия?



Вот и мне после второго просмотра как-то людей было жальче, да и Полковник более героически выглядел. Людей было жалко, потому что по сравнению с на`ви выглядели они примитивными, злобными и тупыми, не смотря на всё своё техническое превосходство. Глядя с большой грустью на героизм Полковника, так и хотелось сказать: прости их …, ибо не ведают, что творят.



Может быть, я ошибаюсь, но в большинстве случаев белый человек будет считать себя выше какого-нибудь аборигена центральной Африки, живущего жизнью первобытного человека. По-крайней мере такое отношение прослеживается в фильме даже у учёных, не говоря уже про военных. Как говорил Сэлфридж, топ-менеджер корпорации: «Эти синие обезьяны сидят на моих бабках». И хотя в этом – «обезьянах, сидящих на его бабках» состоит основной конфликт фильма, более глубинной причиной на самом деле является эгоцентризм. Люди даже помыслить себе не могли, что синие обезьяны (хотя правильнее называть их кошки, ну, да это фигура речи) равны им. А вот Джейк принял эту аксиому! И тем самым смог пройти свой путь до конца.



Как-то Дон Хуан спросил Кастанеду:
- Мы с тобой равны?
- Конечно, мы равны, - сказал Карлос. Сказав это, он понимал, что делает Дон Хуану снисхождение, так как он представитель западного мира с университетским образованием выше индейца.
- Нет, - сказал Дон Хуан, - Мы не равны.
- Но почему же, мы действительно равны, - запротестовал Карлос.
- Нет, - сказал он мягким голосом, - мы не равны. Я охотник и воин, а ты – паразит.
У Кастанеды отвисла челюсть и выпала из рук записная книжка…
Дон Хуан выражал свои слова ясно. Его слова текли гладко и смертельно. Он, сказал, что Карлос паразитирует за счёт кого-либо другого, не сражается в собственных битвах, но в битвах каких-то неизвестных людей, что Карлос не хочет получать знания о растениях или об охоте или о чём-либо ещё, и что мир точных поступков, чувств и решений Дона Хуана был бесконечно более эффективен, чем тот разболтанный идиотизм, который Карлос называл «моя жизнь»…Была уже полночь, когда Кастанеда наконец понял, что Дон Хуан может и будет оставаться неподвижен здесь, в этой глуши, в этих скалах, может быть,  всегда, если ему так нужно. Его мир точных поступков, чувств и решений был действительно выше мира Кастанеды.

В мире чистогана невозможно сражаться в собственных битвах, если только ты не находишься на самой вершине пищевой цепочки, или не идёшь путём воина. Джейку повезло – он вовремя понял эту истину.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments