Little Bookseller (nemica) wrote in kinoclub,
Little Bookseller
nemica
kinoclub

Страсти Христовы / The Passion of the Christ

Если Мэл Гибсон ставил себе целью показать страдания Христа и напомнить нам, что он принял муки и смерть на кресте за наши грехи, то в отношении меня цели своей он не достиг. И не из-за моего счастливого пионерского детства и рационального взгляда на жизнь, вселенную и все остальное, а потому, скорее, что я ясно осознаю, и до Христа, и после него тысячи и миллионы людей принимали не меньшие муки и не менее жестокую смерть. И за свои убеждения, и просто потому, что оказывались не в то время не в том месте. А Иисусу, как было сказано в одном беспонтовом фильме, просто сильно повезло с PR-ом.

Кроме того, я абсолютно убеждена, что если в течение двух часов показывать на большом экране, с хорошим звуком и крупными планами, с искусной и убедительной работой гримеров, костюмеров, операторов, мастеров по спецэффектам и т.д., как человека – любого, хоть того самого малосимпатичного Варраву – избивают до полусмерти, практически сдирают с него кожу живьем, так что он плавает в луже собственной крови, а потом еще и распинают, нормальный человек, сидящий в зрительном зале, ужаснется. Если показывать эти ужасы во всех натуралистических подробностях два часа подряд, любой вменяемый человек, не склонный к садизму и не привыкший к насилию, будет плакать, впадет в состояние подавленности на неделю, потеряет сознание, закроет глаза или выйдет из зала, будет видеть кошмары по ночам, умрет от разрыва сердца – в зависимости от характера, темперамента, общей впечатлительности и состояния сердечной мышцы. Всплеск эмоций (в массе своей негативных) - гарантирован. Вопрос в том, нужны ли такие эмоции.

В то же время особенность человеческой психики такова, что при слишком длительном воздействии на эту самую психику, со временем интенсивность восприятия снижается. То есть ближе к середине второго часа, когда римляне активно мешали Иисусу волочь крест, в голове у меня остались две мысли, а именно, "ну что ж вы, уроды, привязались к человеку" и "распните его уже скорее и успокойтесь, что вы его все пинаете-то". То, что поначалу шокирует, через некоторое время вызывает только глухое раздражение. Или это я такая нечуткая и циничная?

На последних кадрах появилась другая мысль – этот фильм должен был снимать Параджанов. Я не могу назвать себя сторонником избыточного символизма, но агитпроповская буквальщина, как выяснилось, нравится мне еще меньше. Я понимаю, Гибсон специально старался снимать как можно проще и ближе к оригиналу, никакой отсебятины и т.п., но меня подобная простота не вдохновила. Это дубли у нас, знаете ли, простые, а мы устроены чуточку сложнее. Или уж так американцы устроены, что понимают и снимают все буквально или же, наоборот, не оставляют от оригинального произведения камня на камне, так что от первоисточника одно название остается? Сплошные крайности!

Понравилась мне музыка (такая дудукообразная), Понтий Пилат весьма неплох, Иуда, терзаемый детьми-цветами жизни… Ну и Сатана, которого так удачно сыграла дочка Адриано Челентано. Очень живописно смотрелись первосвященники и еврейская милиция, арестовавшая Иисуса. Колоритные ребята, ничего не скажешь.

Но в общем и целом по результатам двухчасовых зверств фашистских оккупантов никакого просветления на меня не снизошло. Не люблю смотреть, как людей мучают и убивают (если это не морковная тарантиновская кровищщща), хоть бы и за все человечество.

P.S. Чуть позже друзья убедили меня, что продемонстрированные натуралистические ужасы показаны были не просто так, а все-таки со смыслом. Чтобы фраза о том, что "Христос претерпел муки и принял смерть на кресте за грехи человеческие" не была пустым звуком, расхожей фразой. Такой вот вид шокотерапии для тех, кто не представляет и не желает представить себе, насколько тяжело это могло быть. И что мучился он так сильно, потому что грехов у нас, у человечества, очень много. Ну ладно, это имеет смысл. Хотя, как я говорила, у меня с просветлением не сложилось. Меня, честно говоря, трогают совершенно другие вещи, более чеховские. Малоприметные детали и страдания маленького человека. Как в "Магнолии", например, где всех и каждого жалко до слез. А эти все обобщения, вроде "человечества"... не понимаю я этого.

Во-вторых, полазила по Инету, подчитала матчасть. Выяснилось, что бичевание воспроизведено на основе Туринской плащаницы (фиг знает, настоящей или нет, мнения на этот счет самые разноречивые). Из разнообразных исследований следует, что бичевание производилось слева и справа, многохвостыми плетками с острыми металлическими предметами на концах. В Евангелиях об этом в таких подробностях ничего не сказано. Это так, чисто для информации, если кто вдруг не знал.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments