sealcon (sealcon) wrote in kinoclub,
sealcon
sealcon
kinoclub

Categories:

Крадущийся тигр, затаившийся дракон (Crouching Tiger, Hidden Dragon) - китайский культурный феномен.

Какие мысли витают в голове обычного человека, выросшего в западной культуре, после просмотра фильма? От “что это, собственно, было?” до “херня какая-то нездоровая”.

Я хорошо помню как сам смотрел первый раз, около девяти лет назад, и пришёл к незамысловатому выводу: красивый, но скучный и несвязный фильм, с полным отсутствием логики поведения персонажей и какой-либо здравой идеи. Не говоря уже о бессмысленном названии. Фактически, в памяти осталось лишь какое-то неприязненное обидное ощущение, так как ожидал я тогда совсем другого.

Прошли годы, больше половины из которых я провёл в китайском культурном поле, и сейчас ставлю этот фильм на первое место среди тех, которые должен посмотреть каждый кто интересуется китайской культурой. Всего таких фильмов три; остальные два это Герой (英雄) и Зажги красный фонарь (大紅燈籠高高掛, господи как коряво на русский перевели), но они значительно уступают лидеру в многогранности и глубине.

Крадущийся тигр, затаившийся дракон – головоломка. Своеобразная, построенная по китайским канонам, философская притча, в которой для осознания логики и смысла действия нужно понять мотивы каждого персонажа. Одного просмотра при этом недостаточно, поскольку многие детали объясняются постфактум. Но даже после того, как головоломка разгадана, удовольствие от фильма не теряется. Можно бесконечно наслаждаться выверенностью намёков, аллегорий и символов, и при каждом просмотре завывать от восторга.

Забегая вперёд скажу что в фильме нет ничего случайного, все поступки логически обоснованы и вплетаются в общую картину.



Интерпретация первая. Непосредственная.

Легендарный мастер боевых искусств Ли Мубай оставляет путь воина, передаёт магический меч «Зелёная Судьба» на хранение своему товарищу и погружается в медитацию. Однако меч похищен таинственными злоумышленниками. И на горизонте появляется зловещая фигура давнего противника — наёмного убийцы, расправившегося в своё время с учителем Ли Мубая. И мастер отправляется на поиски меча и безжалостного убийцы, встречая на пути коварство, магию, силу и любовь...
(русская вики)

Другими словами, фильм – китайское фентези про кунг-фу со странным сюжетом, непонятным поведением, местами глупыми, местами нравоучительными диалогами и лёгким (а порой и терпким) привкусом пафоса. Красивое, но скучное. Название – а чо, собственно, название, обычное дурацкое китайское название, тигры, драконы, все дела. Принято у китайцев так фильмы называть.

Ничего, нормально. У каждого есть право вместо того, чтобы ломать себе голову в поисках двери, прошибать лбом стены. Уж простите за странный каламбур.


Интерпретация вторая. Наивная.

Это интерпретация, которую скормили массовому западному зрителю, и которую зритель скушал настолько охотно, что фильм подружился с Оскаром. Поэтому не мудрствуя лукаво кратко пересказываю английскую вики:

"В фильме Крадущийся тигр, затаившийся дракон, центральной темой, которая рисует общую картину и движет рассказ вперёд, является сопротивление половому неравенству. В начале истории, которое не показано в фильме, Нефритовой Лисе отказывают во входе в монастырь Удан из-за того что она женщина. Тогда она отравляет учителя и выкрадывает книгу чтобы изучить кунг-фу самостоятельно.

Три главных женских персонажа представляют три точки в спектре отношений к патриархату. Нефритовую Лису ненависть к ограничениям в мужском обществе привела к открытому бунту, пусть даже с применением трусливого стиля ведения боя (например, использование отравленных стрел). Джен – девушка на выданье, но всё ещё колеблющаяся, разрывающаяся между свободой и желанием быть уважаемой в семье и обществе. Лиса и Джен это женщины, чья тяга к свободе выливается в неконтролируемые действия, пугающие доминирующую мужскую иерархию. Наконец, Шу Лиен. Хоть она живёт жизнью воина, Шу Лиен строго следует моральному кодексу и традициям патриархального общества. Она уважает мужские привилегии и постоянно пытается убедить Джен соответствовать ожиданиям общества.

В некоторых интерпретациях тот факт, что меч Зелёная Судьба передаётся мужчинам и за исключением Джен используется только мужчинами, обьясняют тем что меч – символ фаллический мужской силы и авторитета. Желание Джен заполучить меч символизирует тягу к свободе и силе, которые есть у Ли Мубая. Когда она выкрадывает Зеленую Судьбу, то не только получает бесценное оружие, но и представляет прямую угрозу патриархальному обществу и мужской гегемонии в боевых искусствах.

Смерти главных персонажей также выглядят отсылкой к патриархальной структуре общества. Наиболее очевидно это с Лисой, чья жестокость – реакция на притеснения женщин в обществе – приводит к смерти Ли Мубая, главного представителя патриархата. Ли Мубай умирает, отравленный иглой Лисы. Однако это не означает смерть патриархата, это скорее жертва для пробуждения в Джен её чувств. Его смерть наполняет Джен раскаянием, поскольку его попытка спасти её привела к его смерти. Фильм заканчивается самоубийством Джен, которое можно рассматривать как акт раскаяния и расплаты. Самоубийство также означает безнадёжность попыток Джен получить свободу.“

Ухх...

Одной рукой схватиться за голову, другой прижать к сердцу Eвангелие от Ессеев и плакать, плакать, плакать. После чего принять валерьянки и сказать “вы что, укуренные?”

Но не будем так делать. Потому что интерпретация таки имеет право на жизнь, хоть и оставляет много белых пятен. Можно увидеть множество деталей, говорящих о том что возможность подобного толкования была задумана умышленно, с расчётом на западного зрителя. То есть – всё в рамках режиссёрского замысла. Здесь и Ло как символ сексуальной свободы, и фаллический меч, и избиение этим мечом мужиков и т.д. и т.п.

Но давайте обратим внимание и на нестыковки. Например, мужская сила в лице Ли Мубая сама волоком тянет Джен в Удан. Шу Лиен таки побеждает Джен, несмотря на то что у той в руках фаллический меч. Лисе отказано в обучении не потому что она женщина, а потому что любовница. В кульминации Лиса пытается убить Джен, а не Ли Мубая. Совершенно не пришей слону рукав остаются многие диалоги, из которых сиротливо смотрит на зрителя китайское восприятие фильма.

Кроме того, название в таком ракурсе остаётся не слишком логичным.


Интерпретация третья, вульгарно-мифологическая (крестьянская).

Кто знаком с китайской мифологией тот воскликнет АААА!!!, кто не знаком, тому обьясню.

Тигр – символ силы и доблести. Воплощение силы и доблести. Безумная мощь и отвага. Настолько безумная, что тигр представляет опасность для себя и окружающих, вплоть до тех кого он защищает. При этом его не может контролировать никто, кроме Дракона.

Дракон в китайской мифологии в чём-то схож с христианским ангелом (кстати змея – это падший дракон). Существо высшего порядка. Живёт в воде. Дракон Инь – бог дождя.

По поверьям, там где живёт тигр – где-то рядом прячется и дракон. Тигра тянет к дракону, он ищет обуздания своей хаотической силе и направления её в конструктивное русло.

Здесь нам уже становится интереснее. Обращаем внимание на девчонку – дословный перевод её имени звучит как “маленький дракон”. Может и тигра так найдём? Именно, пустынный криминальный авторитет без определённого места жительства, в его имени присутстует слово “тигр”. Вот оно! Отношения этих двоих – отношения тигра с драконом.

Но в то же время девчонка – больной дракон, нездоровый. Как выразился Ли Мубай – “отравленный”. Она не может удержать силу, своими действиями принося несчастья окружающим. Почему Шу Лиен не может взять её под контроль? Потому что девчонка – тигр, который ищет своего дракона, а Шу Лиен – не дракон, нет, она лишь похожа, настолько похожа что даже тигр на какое-то время спутал.

Но она таки его находит. Ли Мубай – самый раздраконистый дракон в фильме, который в конце концов берёт её под контроль и сам умирает, а отравленный дракон получает противоядие и становится нормальным, порядочным драконом. Обращаем особое внимание на то что происходит это под дождём, бог которого – дракон Инь, а также на все появления воды в фильме. Прыжок с горы не столько смерть, сколько символическое следование пути Ли Мубая, то есть, расправление крыльев настоящего дракона.

Это достаточно интересно – искать в фильме отсылки к китайской мифологии, коих много, но и этот взгляд крайне поверхностен. Однако он уже объясняет название фильма и даёт намёк на то что речь идёт не о приключенческой истории, а о некотором философском взгляде на круговорот жизни.




Интерпретация четвёртая. Она же правильная.

Здесь мы от китайской мифологии перейдём к китайской философии и китайской культуре в целом. Однако, не будем забывать и о том что мифология в эту самую культуру тесно вплетена.

Начнём с символики, без понимания которой нам не обойтись.

Тигр представляет чувства, желания и эмоции. То, что с одной стороны является основой жизни, а с другой, будучи безконтрольным, эту жизнь разрушает.

Дракон – обуздание чувств и желаний. Обуздание в положительном смысле, контроль над ними. Ведь по-настоящему свободен не тот, кто может удовлетворять свои желания, а тот, кто способен их контролировать. Источник жизни не хаос, а порядок.

Дракон, кстати, ещё и символ государства.

Вообще, чувствуете логическую взаимосвязь? Дракон – вода – контроль – государство. Вода как источник жизни (урожай). Контроль как источник жизни (упорядочивание хаоса). И соответственно государство как высший источник жизни в качестве высшей формы контроля. Понимание подобных связей позволяет лучше прочувствовать китайское мировоззрение чем иные многотомные монографии.

Меч, во-первых, символ силы. Но не только. Это ещё и символ человеческого “Я”, личности в целом.

Кунг-фу – это не только бой, но и способ показать сущность героев. Шу Лиен технична, но приземлённа, она не может летать. Джен летает, но ей не хватает контроля и техники. Лиса использует трусливые приёмы, метательное оружие, ножи в обуви, плащи. Боевой уровень Ли Мубая на протяжении фильма меняется, хотя навыки неизменны - явное указание на изменение его психологического состояния.

Гора Удан – символ Дао. Монастырь Удан – постижение Дао.

Важно осознавать ещё одну деталь. В китайской культуре любовные отношения несовместимы с отношениями учитель-ученик, и компромисса быть не может. Поэтому Лиса жалуется что учитель спал с ней, то есть не смог бы учить.

Ли Мубай является в фильме воплощением даосизма.

Шу Лиен – воплощение конфуцианства.

Этой информации уже достаточно для того чтобы потихоньку, пересматривая и обдумывая, почитывая иногда википедию, разобраться в фильме. Дальше пойдут прямые объяснения. Если вы ещё не смотрели фильм, то лучше не читайте.


Перечислим смысловые слои:


Историко-политический слой.

Некоторые склонны видеть в Джен буддизм (точнее дзен-буддизм), что на мой взгляд ни в какие ворота не лезет и явно вызвано попыткой красиво продолжить последовательность, пусть даже через приколачивание слону коровьих ушей. Уж если искать глобальные аналогии, то Джен символизирует Китай. На это косвенно указывает её имя – Маленький Дракон. То есть, историю при желании можно воспринимать как аллегорию на становление китайской нации под воздействием даосизма и конфуцианства, или, если хотите, через их слияние в неоконфуцианство. Кто таков при этом сексуально раскрепощённый, варварского вида криминальный авторитет Ло, догадаться нетрудно. Лиса, неспособная контролировать своих тигров (гордыню) – воплощение анархии как угрозы государству, на что указывает убийство ею оперативного работника. Обратите внимание, что уже в начале фильма, когда в жизни Джен (Китай) появляются Ли Му-Бай (даосизм) и Шу Лиен (конфуцианство), Лиса (анархия) вынуждена уйти.


Философский слой:

Здесь сразу много мотивов. Квест Джен состоит в том чтобы научиться контролировать своих тигров - эмоции и желания, она в начале пути постижения Дао. С другой стороны, квест Ли Мубая заключается в том чтобы слиться с Дао, он в конце этого пути, но застрял у самых ворот и пытается разобраться почему. Оба могут достичь цели только с помощью друг друга, но для этого им нужно сбросить маски и быть искренними. В выполнении лимубаевского квеста важную роль играет и Шу Лиен, ведь в результате слияние Ли Мубая с Дао оказалось возможным не через уход из мира (медитацию) а как раз таки наоборот – через подчинение естественному ходу вещей (любовь, самопожертвование), о котором она ему говорила. Жизненный круг замыкается, Ли Мубай умирает чтобы вдохнуть жизнь в Джен.

Им притивостоят квесты Лисы и Ло, задача которых – замкнуть круг по-своему и сделать из Джен копию себя.

Ло может показаться положительным персонажем, но это не так. В его любви к Джен больше собственничества чем любви. Он предпочитает избавиться от нее, когда трудности становятся слишком велики. Позже он ещё раз демонстрирует это в разговоре с Ли Мубаем. Ло - вместилище тигров, не обременённых драконами.


Бытовой слой. История любви.

Здесь имеет место два треугольника. Один большой, Шу Лиен – Ли Мубай – Джен. И один маленький, практически вырожденный: Ли Мубай – Джен – Ло.


Пробежимся теперь подробно по деталям, ибо многие из них совершенно незаметны западному зрителю.


Начало фильма. Ли Мубай, потеряв надежду постичь Дао, отказывается от своего пути и приезжает к Шу Лиен чтобы искать возможности открыть свои чувства, или хотя бы быть рядом с ней. Можно представить себе радость Шу Лиен по этому поводу, её мечты получили шанс на воплощение.


Джен выкрадывает меч. Тем самым она пытается заполучить Я, которое ей не принадлежит, силу, которую она не способна контролировать, уровень просветления, о котором не имеет понятия. Её желания выходят из-под контроля.






Действия Шу Лиен с целью вернуть меч. Это образец правильного китайского поведения и конфуцианской этики в решении сложной, деликатной проблемы. Намёки, наблюдения, осторожные прощупывания, прозрачные увещевания, направленные на достижение цели с минимальными нарушениями спокойствия.





Бой с прутиком. Здесь стоит обратить внимание на то с каким видимым удовольствием Ли Мубай преподаёт урок. Он нашёл достойного ученика, в какой-то мере родственную душу. Камень падает с его плеч.







Шу Лиен наблюдает за тренировкой. Почему такое скорбное лицо? Любимый с мечом – это снова путь дао, монастырь Удан, разрушение всех её надежд. Ли Мубай это понимает и пытается её успокоить. Мол, всего лишь для последней миссии, убить Лису. Но в результате вынужден признаться что всё серьёзнее, он нашёл ученика.

Вообще, подумаем немного о чувствах Шу Лиен. Её любовь совсем недавно получила надежду на развитие. Любимый вернулся со своей горы, повесил меч на гвоздь и собрался остепениться. И тут появляется девчонка, из-за которой всё идёт насмарку, суженый снова сгинет в своём монастыре, видимо уже навсегда.



Поведение Джен перед свадьбой и далее. Она не уходит с Ло, не становится учеником Ли Мубая, потом убегает от свадьбы и снова не идёт ни к Ло ни к Ли Мубаю. Поведение кажется нелогичным. Однако разгадка проста. Джен влюблена в Ли Мубая, причём не платонической любовью а вполне себе физической. Её бесит то что он хочет сделать её своей ученицей, она хочет другого. Её дальнейшее поведение – поведение не только болезненной гордости, но и ревнивой женщины.



Разговор за чаепитием.

Во-первых, наглядная демонстрация разницы в философских школах. Во-вторых, попыткa Ли Мубая объяснить почему он уходит, и попытка Шу Лиен его удержать.






Бой Шу Лиен с Джен

С чего они вдруг погрызлись при упоминании Ли Мубая? Ревность. Советы Шу Лиен вернуться к мужу или отправляться к Ло Джен трактует как попытку избавиться от соперницы. Впрочем, реакция Шу Лиен, единственный раз за весь фильм дающей волю эмоциям, показывает нам что трактовка Джен не так уж далека от истины.

Техника и контроль оказываются сильнее суперспособностей, пусть даже снабжённых суперартефактом.


Заметим ещё одну деталь. Кроме прочего, эпизод прекрасен как образ конфуцианской силы. Конфуцианство – приземлённое учение. Делай что должен и будь что будет – так можно по-русски кратко выразить его принцип. Шу Лиен следует этому принципу. Одно за другим оружие ломается, перерубается, но упорство приносит результат – пусть сломанный, меч всё-таки достигает цели.



Сцена с бамбуком.

Серьёзная попытка Ли Мубая взять Джен под контроль. Учитель должен видеть всю изнанку души ученика ("откажись от своего я и обрети его заново"), что он и пытается проделать. Это означает что Джен должна раскрыть свою любовь. Но в то же время Ли Мубай требует от неё того, на что неспособен сам – он нечестен с собой относительно отношений с Шу Лиен, и достиг небывалого мастерства в увёртках. Так они и пытаются нащупать друг друга сквозь зелёные ветви.



Кстати, “отними меч за три движения” – тоже неспроста, Джен пытается заставить Ли Мубая себя обнять (просто представьте как обычно выглядит отнимание чего-то, спрятанного за спиной).

Не могу обойти стороной и выбрасывание меча. Очевидное послание: "без тебя он мне не нужен" (вместо предыдущего холодного "я всегда хотел найти ученика, достойного секретов Удана").



Кульминация и развязка.

Джен раскрывает себя перед Ли Мубаем. Ли Мубай раскрывает себя перед Шу Лиен. Квест Ли Мубая выполнен. Он спас жизнь преемнице, и наконец сбросил маску перед Шу Лиен. Он слился с Дао, достижение которого оказалось не в отгораживании от мира в медитации, а в следовании естественному ходу вещей.





Однако, чтобы полностью понять смысл происходящего, надо вспомнить историю Нефритовой Лисы. Она убила учителя за то что он не стал её учить, а он не стал учить потому что спал с ней. В этом ключ к задумке Лисы – она хочет замкнуть круг по-своему. Если Джен переспит с Ли Мубаем, ни о каком обучении больше речи быть не может, и Джен повторит путь Лисы. Когда план проваливается, следует попытка убийства Джен.



Конец.

Хэппи энд. Дракон отправляется в полёт.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 31 comments