Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kinoclub,
Варвара Ухорская
kinouho
kinoclub

Посылка | The Box

Посылка | The Box"Посылка" - фильм интересный и печальный.
Он как будто состоит из двух частей.  Которые следуют не одна за другой, а разворачиваются параллельным курсом.
И если про первую, основную, заявленную в названии, вам все ясно буквально с первых кадров, то вторая, наоборот, до конца так и остается тайной за семью печатями.

То есть на уровне смутных ощущений вы, конечно, поймете, что эти линии связаны между собой. Но из многочисленных фрагментов информации вторая линия так и не выстроится в непрерывную прямую. Останется каким-то ломаным пунктиром. Может быть, часть очарования фильма "Посылка" в этой недосказанности и состоит.

Правда и то, что  у фильма много  других достоинств. Из видимых невооруженным глазом – исполнители главных ролей. Кэмерон Диаз вообще в таких мистическо-драматических сюжетах очень хороша и убедительна. (Первое, что приходит на ум – "Ванильное небо". Ну и "Быть Джоном Малковичем" туда же.)
Куда только девается ее конфетно-неестественная красивость! Она такая трогательная в роли жены, матери и учительницы серидины 70-х годов, как будто никогда и не была игрушечным  Ангелом Чарли. Сомнения практически вселенского масштаба ей вполне по плечу.
 

И муж ей попался подходящий – Джеймс Марсден, парень, запомнившийся больше всего по фантастической "Трассе 60" - он повзрослел, но не утратил боевого задора и чисто мужского желания рискнуть всем ради того, чтобы узнать, что из этого выйдет. 

Невероятный и зловещий Фрэнк Ланджелла разочарует вас только в одном: увидев его, вы будете уверены, что это – Дьявол, потому что именно так вы его, Дьявола, себе и представляли. И когда окажется, что вы ошиблись, вы обидетесь на создателей фильма за обман. Но ненадолго.

Однако главное достоинство фильма "Посылка"  носит совсем другое имя - Ричард Мэтисон. Мы его и не знаем, а ведь это человек, придумавший половину ужасов современного американского кино – ну, насколько современного? С середины 20 века по наши дни.
Первый фильм, снятый по сценарию Ричарда Мэтисона, вышел на экраны в 55-м году. Из последних вы наверняка смотрели "Куда приводят мечты"  и "Я - легенда". Ну да, тут он немножко отклонился от темы. Но сколько ж можно! Если учесть, что он сочинил сотни серий телевизионного хита «Сумеречная зона» в разные десятилетия, когда  вампиры, Дракулы, Вороны и прочие Дьяволы без счета выходили из-под его пера, то можно понять сценариста и писателя, на старости лет решившегося придать Дьяволу не инфернальную, а техногенную природу.

Кстати, не только на старости лет – свой лучший роман "Я - легенда" Мэтисон написал в 54м году, а уже там эпидемия зомбизма-вампиризма, охватившая весь мир, была вызвана не дьявольскими кознями, а мутировавшим вирусом, и боролся с ней не экзорцист какой-нибудь, а вирусолог, как все мы помним по незабвенному искаженному интеллектуальным усилием лицу Уилла Смита. Кстати говоря, это была аж четвертая экранизация романа.
Так что старина Ричард Мэтисон собаку съел на всякой дьявольщине, и не одну. И вот эту свою осведомленность он, как сценарист, сумел как-то сообщить фильму "Посылка". 

Мрачная значительность сквозит в этом фильме, на переднем плане которого разворачиваются не такие уж обыденные, но достаточно прописные события. Когда благообразная и благополучная американская семья получает предложение, ясно, что от такого предложения не отказываются. Когда видишь, что реализовать согласие нужно, нажав красную кнопку, ясно становится, что бы это ни было, красную кнопку лучше не нажимать. Не при каких обстоятельствах. Когда в дом приходит незнакомец с половиной лица – ясно, что лучше сделать вид, что дома никого нет.
И так же ясно, что в фильме все будут поступать наоборот – иначе никакого фильма бы и не было.

Так вот, гений Мэрсдона, старейшины американской гильдии сценаристов, в том, что эта заведомая неправильность действий всех участников разворачивающейся драмы выглядит абсолютно убедительной и единственно возможной в данных условиях. То, как просто и неотвратимо все обставлено, заставляет со снисходительной улыбкой вспоминать Змея в Эдемском Саду – мальчишка!

Так вот, эта дьявольски-соблазнительная тема – как раз понятна и ясна, хотя от этого не меньше впечатления производит. Но – грузит мозг и заставляет тебя блуждать в потемках – совсем другая: паренек-то наш, счастливый муж и отец, принимающий непростое решение – работает в НАСА. На марсианский проект. Вообще – без пяти минут – марсианский космонавт. И вот тут стройная линия с коробкой, красной кнопкой, дьвольским соблазном и логичным предчувствием о бесплатном сыре в мышеловке – вся эта линия рушится под напором космической темы. И остаются отдельные всплески и прозрения.

Это что, для отбора в команду по колонизации Марса в промышленных масштабах, то есть это уже не команда, а целое переселение народов, нужно проводить такие странные бесчеловечные тесты? Как когда-то у наших братьев Стругацких в романе "Волны гасят ветер" с помощью странных тестов отбирали людей для инициации на новую, сверхчеловеческую, ступень развития?

Это так, мысли вслух, потому что в фильме прямого подтверждения нет, и  куда стоит нескончаемая очередь из людей с остановившимся взором – никто тебе не объясняет, и куда ведут пенящиеся водой порталы – тоже не понятно. Но очень многозначительно.

По части многозначительности, это уж, видать, режиссерские находки, Ричард Келли счел возможным позаимствовать кое-что у Дэвида Линча – и сама коробочка с кнопкой и ключом, и пол в крупную клетку, и незабываемое полулицо Фрэнка Ланджеллы – все как-то вызывает в памяти уловимое сходство ну, скажем, с "Малхолланд Драйв", и вправду добавляет фильму магнетизма.  Магнетизма  нераскрытых неизвестных.

Может быть кто-то понял больше? Просветите!

Вместе с этим смотреть: Список контактов | Deception
Вместо этого смотреть: Отпуск по обмену | The Holiday

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments