Николай Горбунов (gorba) wrote in kinoclub,
Николай Горбунов
gorba
kinoclub

  • Mood:

"Ночной продавец" Валерия Рожнова. Мы пойдем другим путем

На моей памяти в современном кинематографе задокументировано три национальных взгляда на проблему избавления от трупа: английский ("Snatch" Гая Ритчи, "Shallow Grave" Дэнни Бойла), французский ("Приключения трупа" Жан-Жака Бенекса, прошу прощения у знающих французский) и американский ("Pulp Fiction" Квентина Тарантино и "Very Bad Things" Питера Берга). Возможно, есть и еще, просто я не знаю или не помню.

Теперь к ним присоединился еще и русский взгляд – "Ночной продавец" Валерия Рожнова. Ну что я могу сказать... Начнем, как обычно, издалека.

Английский подход характерен леденящей кровь жестокостью с элементами тонкой национальной иронии. Труп либо после бритья головы и выбивания зубов молотком скармливается свиньям ("Snatch"), либо расчленяется и закапывается в лесу, причем лицо предварительно обезображивается до неузнавания (см. аббревиатуру FUBAR) тем же молотком, а кисти рук и ступни ног сжигаются ("Shallow Grave"). Полиция нервно курит, потому что прямых улик нет.

Французский подход весел, непринужден и изобилует изощренными чудесами и божественными вмешательствами. Труп заворачивается в ковер, потом по гололеду, как на салазках, катится к припаркованной рядом с домом машине, запихивается в багажник и вывозится на кладбище, где подхоранивается в могилу известного маньяка-убийцы ("Приключения трупа"). Полиция опять отдыхает, но преимущественно благодаря неимоверной длины цепочке счастливых случайностей на фоне романтической любовной истории.

Американский подход просто жестко стебется над всем и вся – начиная с самого момента возникновения трупа. Труп появляется по смехотворно глупой случайности (случайный выстрел в лицо при жестикулировании пистолетом ("Pulp Fiction"), насаживание женщины на крючок для полотенца в момент оргазма при занятиях любовью в положении стоя ("Very Bad Things")), после чего начинается неприятная, но стебная кутерьма (отмывание салона машины с грязной руганью, уборка в ванной с расчленением трупов электропилами на фоне бесед о психологическом самосовершенствовании), после чего либо все удается успешно скрыть, но раздирающие героев страсти приводят к глобальной Жопе ("Very Bad Things"), либо все сводится к тому чтобы сдать машину с трупом в багажнике на нужную свалку. Полиция опять курит, потому что, во-первых, улик нет, а во-вторых, всем повезло. Таким образом можно сказать, что американский вариант является симбиозом английского и французского.

Но у России, блин, иной путь. В "Ночном продавце" труп появляется настолько глупо, что даже представить себе нельзя – от сердечного приступа вследствие непроизвольной (с) женской ласки, оказанной маньяку-убийце его будущей жертвой. Уже после этого труп потрошится в поисках якобы проглоченного им в предсмертной судороге ключа от наручников, потом ему чуть было не отрезается ползадницы, потому что наведавшийся участковый застукивает героя в окровавленном фартуке и вспоминает, что хочет купить свежего мяса, а потом труп просто тупо и цинично выносится на ближайшую помойку. После чего герой сидит и ждет чуда, потому что менты к утру находят труп и вызывают кинологов. Но квинтэссенция российской принадлежности этого фильма заключается в том, что стоит герою выпить стакан водки и возопить к Господу за справедливостью, как среди ясного неба гремит гром и начинается дождь, смывающий все следы. И милиция опять курит, но на этот раз по причине того, что пьяных, как известно, боги берегут. А русских – в особенности. Почувствуйте разницу.

В целом ощущение от "Ночного продавца" отрицательное. Идеи нет, художественных приемов нет, игры актеров почти нет, населена роботами. Непонятно, зачем сделали фильм из того, что тянет дай бог на байку для Анекдот.ру.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments