Иван Грозный, приглашает Филиппа Колычева стать митрополитом Руси, потому что предыдущий митрополит невыдержав зверств опричнины, ушёл в монастырь. Митрополит приезжает в текущую кровью казнённых Москву, пытаясь спасти не души — людей от гибели. Филипп Колычев в исполнении Янковского религиозно менее фанатичен, чем Иван Грозный, в фильме он борется за своих родных и безвинно убиваемых, но больше словами и делами, а не молитвами. Митрополит укрывает у себя во дворе опальных воевод, которых после пыток и признания в измене, сам же будет судить. Он оспаривает власть царя в Храме, перед народом, совершая самый страшный грех — покушение на власть. Избитый на глазах у прихожан и заточенный в оковы митрополит не молится за спасение Руси или душ опричников, а только за самого себя, но именно на него снисходит благодать Божия.
Царь Лунгина стоит на уровне Ивана Грозного Эйзенштейна, возможно, в чём-то превосходит его. То же фанатичное упоение властью, но уже оправданное не благом Державы, а верой в святость единоначалия на Руси. В фильме Лунгина больше реализма, эйзенштейновский демонизм кремлёвских палат изгнан в пользу натуралистичности зверств и царских молитв. Меньше театральности, но та же тонкая и яркая игра каждого из актёров. Вездесущие заговорщики, воплотившие у Эйзенштейна параноидальные страхи Сталина и его эпохи, у Лунгина — только оговаривающие себя под пытками мученики. Опричники же остались теми же обезумившими бесами, которые могут только поджечь храм, но не войти в него. От начала до конца фильм завораживает детальностью съёмок, тонкой актёрской игрой и эпичностью событий, ни на минуту не теряя динамизма. Несомненно, «Царь» — один лучших российских фильмов десятилетия.