desyateryk (d_desyateryk) wrote in kinoclub,
desyateryk
d_desyateryk
kinoclub

Category:

"Мама умерла в субботу на кухне" (реж. Максим Васянович, Украина, 2009)

МАЛЕНЬКАЯ КИНОТРАГЕДИЯ

61.88 КБ

(известие о том, что фильм начинающего киевского документалиста Макса Васяновича стал абсолютным лидером среди украинских фильмов на «Молодости», зполучив сразу и приз «Украинской панорамы», и спецприз для лучшей отечественной ленты от одного из телеканалов, была для меня особенно приятной, поскольку я первым написал об этом фильме: http://www.day.kiev.ua/275961/. Далее – текст рецензии. Надеюсь, российским читателям также будет интересно).

Иногда удивляешься каким-то простым вещам — например, хорошо снятому фильму. Потому что понимаешь, что по сумме обстоятельств, которые сегодня царят везде, его вообще не должно было быть.

«Мама умерла в субботу на кухне» является дебютной картиной молодого киевского документалиста Максима Васяновича. Максим — младший брат Валентина Васяновича, уже довольно успешного режиссера, чей фильм «Против солнца» завоевал приз на авторитетном фестивале в Клермон-Ферране.

«Мама умерла в субботу на кухне» — семейная сага по названию и жанру. Что касается сюжета — то это история жизни отца режиссера, которую сам Максим рассказывает за кадром. Отец Максима — работник провинциальной филармонии — в молодости больше всего хотел стать дирижером симфонического оркестра, но ради семейного благополучия отказался от карьеры, уже открывшейся для него.

Максим неторопливо рассказывает о своих родителях, вмонтировав кадры из домашнего архива. Кульминацией должна быть сцена вожделенного дирижирования. Однако уже к середине фильма появляются новые акценты, постепенно выясняется — благодаря невольным признаниям рассказчика, едва заметным визуальным и монтажным акцентам, атмосфере отдельных эпизодов, — что это история самого режиссера. Точнее, это рассказ о том, как становятся художником, какую цену за это платят, — и вообще о том выборе между жизнью и искусством, который каждый человек, независимо от возраста или пола, делает наедине со своей собственной совестью, и одиночество это, одиночество человека творящего — велико.

Собственно, в картине речь идет о двух выборах — первом, отцовском, в далеком прошлом; а за тем выбором, который суждено было сделать самому режиссеру, мы наблюдаем сейчас, и это придает картине, особенно ближе к развязке, ощцутимое внутреннее напряжение.

По сути, Максим Васянович пытается сам себе ответить на вопрос: что он делает в кино, зачем он здесь? Эта искренность художника, его честность прежде всего с самим собой, является едва не наиболее ценной чертой фильма.

Впрочем, и благодаря остальным составляющим — операторской, сценарной, постановочной работе — «Мама умерла в субботу на кухне» может считаться зрелым, профессионально выполненным произведением, а также лишним доказательством того, что украинская документальная школа чудом сохранилась на безусловно европейском уровне.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments