Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kinoclub,
Варвара Ухорская
kinouho
kinoclub

Первый отряд

Безумству храбрых поем мы песню! Сейчас, когда "Первый отряд" идет себе в кинотеатрах,  уже и не очень-то понятно, в чем тут такое уж особое безумство?
Но идея соединить японскую анимэ-графику, альтернативную историю, Великую Отечественную Войну, псевдо-документальное кино и реальных пионеров-героев – вообще-то, была достаточно безумной. Особенно, пока она сидела в головах у двух друзей Алексея Климова и Миши Шприца, (авторы  сценария).
Но  идея там не усидела, а воплотилась в настоящий полнометражный мульт-анимэ, и получилось хорошо. Как-то очень правильно  и органично.

Интересной и внятной получилась история о сокрытом в недрах советской военной разведки отряде магов и экстрасенсов, которые тренируют и практикуют всякие оккультные и паранормальные способы ведения боя и войны вообще. В конце концов, на их, фашистов, Аненербе, о которой только ленивый сейчас не рассказывает в какой-нибудь передаче "Загадки и тайны ХХ века", у нас должен был быть свой ответ Чемберлену. Кто победил в Великой Отечественной Войне? Мы! Значит, мы были сильнее! А если немцы использовали магические силы – и проиграли, значит, наши магические силы были сильнее – это же понятно!


Мультфильм "Первый отряд" повествует о том, как волшебная девочка Надя зимой 1942 года победила в магической схватке могучего Мага Вольфа, главу ордена Меча, восставшего из-подо льда Чудского озера (правда, в мультфильме получился Селигер), чтобы спустя 700 лет после ледового побоища отомстить русским. 
В логике мифа таинственное Шестое управление, в котором работали родители девочки Нади и подрастали в интернате для экстрасенсов она и ее друзья – организация вполне реальная. Может, её и не было – но могла бы и быть. Для старшего поколения зрителей, которые застали советский культ пионеров-героев, трогательными до слез будут имена Надиных друзей – пионеров из загробного мира: Леня, Марат, Зина и Валя. Ребята, это же наши родные с детства Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и Валя Котик! Реальные пионеры, которые партизанили, шпионили и взрывали немецкие поезда, а потом умирали на допросах, ничего не сказав под пытками. Такие были у нас дети, в советской стране! В "Первом отряде" даже портретное сходство с ними какое-то прослеживается, по крайней мере, Валя Котик, помнится, действительно был совсем маленький такой мальчишка, как будто еще пятиклассник. А остальные – постарше.

Путешествие Надино в загробный мир нарисовано похожим на то, как Брюс Уиллис в фильме "12 обезьян" путешествовал в прошлое – в специальном транс-кресле и с помощью внутривенных препаратов. Серьезные говорящие головы дядек-актеров, которые прикидываются ветеранами войны, разведки, а так же историками, экстрасенсами и психоаналитиками – тоже забавны. Они  вводят зрителя  в зомбирующее состояние, и тот уже  готов поверить во все и сразу, если об этом будут говорить таким серьезным голосом и такими высоконаучными словами. Этот эффект широко используется на "мистическом канале – три кружка": надел на человека белый халат, написал внизу в титрах "историк, руководитель отдела Научно-Исследовательского Института Высокомолекулярной трансперсональной психологии" - и – мели Емеля, твоя неделя! 

О том, как все это нарисовано, говорить просто излишне – волшебно. Слова не могут выразить  детского восхищения перед той тонкой гранью  технологии анимэ, которая отделяет гипер-реалистичность и четкость картинки от реальности фотографии, сохраняя ее, такую приятную глазу, игрушечную  нарисованность. Рисовать оторванные головы и безобразные трупы в эстетике Диснея – и в нашей, СоюзМультфильмовской – было бы цинично. И шизофренично. Уж больно они по-детски наивные и невинные, те картинки.

Рисовать то же самое в современной угловато-карикатурной манере – утрачивать готический пафос смерти. Делать из этого большое кино – утрачивать необходимую степень условности. И волшебства. Анимэ – идеальный случай! И открывает огромные возможности – перед нашей мультипликацией, отечественной! А, может быть, и мировой! Потому что мировая мультипликация тоже не очень-то понимает, чем бы ей такое заняться. Обладая а-фи-гительными  технологическими возможностями, она не понимает, о чем ей уже теперь рассказывать, и топчется по сотому разу на старых избитых сюжетах, в которых ясно, о чем пойдет речь, и чем кончится дело раньше, чем кончились начальные титры. 

"Первый отряд"  - ясный и наглядный (о, да!) указатель направления: туда, товарищи! Магическая сторона реальной реальности, достоверной и узнаваемой. У нас на эту тему, в России, написано уже столько, что одними экранизациями можно пробавляться долго и безбедно (начиная с "Мастера и Маргариты", да что там, можно и  стариной-Гоголем тряхнуть!) То есть – не сказочная сказка уж совсем, и не очеловеченные зверюшки, решающие совсем не звериные (и не сказочные, и не детские) вопросы о том, как обустроить комнатку для новорожденного, а соединение реальных улиц, школ, магазинов и квартир, телевизоров и компьютеров – и мира духов. Ну, то, что Миядзаки на своей территории делает с таким успехом!

Парни Климов и Шприц вышли из привычного коридора восприятия, который предписывает, что ходить этим коридором  могут только японцы. Не только! Правда, хороших детских историй я на этой ниве что-то не припомню, зато взрослых хоть отбавляй: взять хотя бы чуть ли не всего Пелевина. Ну и что? Будет такая детско-взрослая мультипликация! Ну, а вопрос первородства, можно ли нам пользоваться наработками их японского  анимэ-стиля,  вообще не стоит. В эпоху глобализации. Вон, парни взяли и пригласили режиссера Есихиру Асино. Варяжского, так сказать, гостя. Пока сами не умеем так рисовать. Но научимся же, дайте срок! Кстати говоря, у японцев перед нашей мультипликацией давний должок: из нашего Чебурашки, до дрожи любимого в Стране Восходящего Солнца, выросли все их пакемоны.

Россия, Канада, Япония - 2009

С этим смотреть: Небесный замок Лапута
Вместо этого смотреть: Добрыня Никитич и Змей Горыныч

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment