Light Messiah (ex_light_me) wrote in kinoclub,
Light Messiah
ex_light_me
kinoclub

"Впусти меня" ("Låt den rätte komma in"; реж. Томас Альфредсон, 2008 г.)

Писать субъективные заметки пытаясь передать в словесной форме собственное впечатление от просмотра кинокартин подобных «Впусти меня» занятие фантастически неблагодарное. Потому как невозможно описать словами полное отсутствие эмоций и чувств, которые мог бы вызвать фильм. Если кино не нравится об этом можно сказать прямо, а также попытаться подробно расписать почему. Пусть кто-то и считает, что это лишняя трата времени. Если нравится – также сказать прямо и также расписать почему. Хотя порой объяснить, почему фильм нравится бывает куда сложнее, чем почему НЕ нравится.

Но к кинополотну шведского режиссёра Томаса Альфредсона это не относится ни к коей мере. Потому что кино не вызвало во мне практических никаких чувств. Потому что было скучным и унылым. Потому что время потраченное на его просмотр как будто бы выпало из жизни. Точнее выпало бы, если бы не парочка по-настоящему впечатляющих сцен, никоим образом, впрочем, не изменяющих общее впечатление от картины. Которое, как я уже сказал, нулевое. Абсолютно.

Пойдём по порядку. Что есть этот фильм? Это иллюстрация самых обыкновенных бытовых будней отдельных людей, столкнувшихся с чем-то непознанным и ранее не виданным. Да, с вампиризмом. И пожинающим плоды от этих встреч. Но фильм в действительности вовсе не о вампирах. Вампиры там лишь средство, но никак не основной объект отображения. Основным же объектом служат взаимоотношения. Взаимоотношения между «забитым» и «загнанным в угол» одноклассниками маленьким мальчиком, почти что изгоем, Оскаром и… одной маленькой девочкой, которой «вот уже очень давно 12», и которая, кажется, впервые сталкивается с настоящей дружбой. А может, и не впервые. Нам не раскрывается в полной мере, кто она такая, откуда взялась, и кто таков её спутник. В данном случае это и неважно.

Важно другое. То, как через встречи, разговоры, общение в целом между этими людьми (будем всё-таки их обоих для простоты называть именно так) формируется какая-то привязанность, большая, чем просто дружба. Как маленький мальчик познаёт, что такое настоящие отношения, а маленькая девочка, неизвестно сколько уже живущая на этой земле, словно вновь открывает для себя старые чувства.

И Оскар, прекрасно понимающий, кем является его новая подруга, и, возможно, догадывающийся на какие шаги ей приходится идти для «пропитания» (хотя я сильно сомневаюсь, что он о таком сам задумывался), остаётся с ней до конца. Слушает её. Общается с ней. И пытается благодаря её советам, довольно жестоким, пройти через преградившие ему путь трудности.

Так что во всём этом плохого? История настоящей дружбы, местами жестокая, но искренняя. Что в этом может не угодить? А то, что это лишь идея. А вот реализация её оставляет желать лучшего. Фильм снят таким образом, что он крайне неспешно пережёвывает банальные в большинстве своём события, кадр за кадром погружая зрителя... в сон. Уже на 5-й минуте появляется непроизвольное желание взять пульт в руки и перемотать фильм дальше.

С таким неспешным, неторопливым и, будем честны, тормознутым подходом, удивляет, что лента зацепила многих зрителей, признавших за ней статус одного из главных кинособытий последних лет. Видать, и вправду многим приглянулся шведский бытовой вампиризм, раз ленте поют дифирамбы на каждом углу.

Я же смотрел эту картину, забыв абсолютно всё, что о ней слышал и знал. Так, как будто вижу её впервые. И именно такой подход к просмотру картин я всегда проповедую и буду делать это и впредь.

Банально, скучно, затянуто, уныло. Лучшие эпитеты для описания этой работы. Но вместе с тем порой, крайне редко, но всё же впечатляюще: я говорю об одной из сцен в госпитале и о сцене в бассейне под самый конец. А также... красиво. По-настоящему красиво. Оператору и художнику-постановщику твёрдая пятёрка. Работу по грамотному и красивому построению построению каждого кадра они выполнили на отлично.

Но повод ли это смотреть фильм? Я для себя решил, что нет, не повод. Красота картинки не играет первостатейную роль, если перед нами драма, а не экшн или приключенческий фильм. А наглядное отображение нарастающих отношений можно было сделать и менее заунывным, добавив хоть каплю динамики.

P.S. Небольшой спойлер:

И ведь мальчик, похоже, стал сменщиком бывшему компаньону маленькой Эли и пройдёт точно такой же путь, как до него прошёл его предшественник. Не слишком ли большая жертва чему-то, что может быть чуть больше, чем дружбой?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments