Маэлгон (maelgon) wrote in kinoclub,
Маэлгон
maelgon
kinoclub

Кто вы, мистер Нортон?


Поскольку 18 августа исполняется 40 лет одному из наиболее примечательных актёров современного Голливуда Эдварду Нортону, хотелось бы немного подробнее рассмотреть эту неординарную личность – точнее, его экранное альтер-эго. Профессия актёра сама по себе – дело довольно обманчивое, иллюзорное, позволяющее сменить ряд обличий и пронестись сквозь ряд временных эпох. То ты герой без страха и упрёка, то трусливый предатель, сейчас сражаешься за Римскую империю, а после ведёшь журналистское расследование в современном Нью-Йорке, сегодня безродный варвар из Киммерии, завтра – король Аквилонии (ну, или губернатор Калифорнии).

Персонажи Нортона же обманчивы вдвойне; если попробовать привести его героев к некоторому общему знаменателю, то получится тот, кого в мифологии называют трикстером, – создание, не подчиняющееся общим правилам поведения, человек-плут, способный как на геройство, так и на подлость, или же, говоря словами Мефистофеля у Гёте, «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Чтобы наглядно продемонстрировать, как Эдвард раз за разом обводил зрителя вокруг пальца, обратимся к его творческому пути.

От исходной точки – часовой комедии “Only in America” (1994), вышедшей на видео, – на обозримых просторах интернета сохранился разве что беззвучный трейлер, однако уже там Нортон проявил свою способность к мимикрии – в фильме Эдвард играет 5 ролей разом. Через два года он дебютировал в кино в триллере “Primal Fear” (за что был номинирован на «Оскар», как лучший актёр второго плана), в роли обвиняемого в убийстве, которого защищал адвокат Ричард Гир. Нижеследующий ролик в известной мере является спойлерным, так что если вы ещё не видели сам фильм – воздержитесь от просмотра:



В том же 1996-м он появился ещё в двух фильмах. В драме “The People vs. Larry Flynt” Эдвард уже мало того, что сам обратился к адвокатской практике (тоже вполне себе показатель), так ещё и защищал издателя журнала “Hustler”, деятельность которого сам же и не одобрял:



В комедийном мюзикле “Everyone Says I Love You” Нортону пришлось потесниться, поскольку рядом был такой маэстро обмана, как Вуди Аллен, использовавший признания у психиатра, чтобы затащить в постель Джулию Робертс. Однако и там Эдвард ловчил как мог: для покупки обручального кольца явился не с той девушкой. Кроме того, обратите внимание на маскарадный костюм, в котором он приходит к своей возлюбленной, и коварство, с которым преподнесено оное кольцо:



Название его следующего фильма “Rounders” (1998) говорит само за себя да и герой соответствующий – картёжный шулер:



В драме “American History X” (1998) Нортон заделался скинхедом, который, однако, через какое-то время осознаёт свои ошибки и пытается искупить вину (плюс ещё одна номинация на “Оскар”, уже за главную роль):



Если рассказать о том, в чём именно заключается "двойственность" Эдварда в “Fight Club” (1999), то потом придётся вас убить это может испортить сюрприз тем, кто фильм ещё не смотрел. Посему достаточно нейтральный, но вполне показательный фрагмент, в котором Нортон обвиняет в обмане Хелену Бонэм Картер, хоть занимается тем же, что и она – прикидывается больным, чтобы ходить в группу моральной поддержки:



2000-е Нортон открыл дебютом в режиссуре - “Keeping the Faith”. Казалось бы, кто может быть безобиднее, чем священник? Ан нет – пьёт и буянит (ирландец, что тут ещё сказать):



Даже мультипликационный формат не исправил «горбатого» - один лишь раз появившись в “The Simpsons”, Эдвард и там ухитрился посеять семена лжи:



Столкнувшись в криминальной комедии “The Score” (2001) со старой гвардией в лице Де Ниро и Брандо, Нортон не оставил своих привычек:



Довольно странный фильм “Death to Smoochy” (2002) стал ещё одним плацдармом для оттачивания старых навыков – даже в прямом телевизионном эфире Эдвард морочил головы малолетним зрителям:



В байопике “Frida” (2002) Нортону было практически негде развернуться на нескольких минутах экранного времени – впрочем, своё состояние Рокфеллер заработал уж наверняка не благодаря кристальной честности:



В очередной истории о докторе Лектере, “Red Dragon” (2002), Эдвард сыграл детектива, охотящегося за очередным маньяком. Однако фильм этот – ремейк более раннего “Manhunter” Майкла Манна, и персонаж Нортона ничто иное, как отражение (на нижней части снимка можно увидеть недоумение полицейского начальника – сыгранного соответственно Деннисом Фариной и Харви Кейтелем – он тоже не может разобраться в том, кто есть кто):



Герой Нортона в драме “25th Hour” (2002) казалось бы сугубо положительный персонаж, который даже бездомную собаку не может бросить на погибель. Ан нет – этому парню светит срок в несколько лет за распространение наркотиков. Далее проникновенный монолог, в котором ЭН обличает сам себя:



В ещё одном ремейке, “The Italian Job” (2003), Нортон мало того, что снимался с неохотой, так ещё и сыграл предателя, кинувшего шайку своих подельников:



Хитрее всего Эдвард повёл себя у Ридли Скотта в “Kingdom of Heaven” (2005). Казалось бы, король должен быть в центре внимания и на виду у всех, но всё своё время Нортон проходил в маске, а когда маску всё-таки сняли – понять, кто именно под ней находился, не было никакой возможности. Кто поручится, что это вообще был ЭН, а не какой-нибудь из его приятелей, а сам Эдвард, возможно, только приходил получать зарплату?



В романтической драме “Down in the Valley” (2005) персонаж Нортона делает открытое признание – да, мол, обманщик я:



В “The Illusionist” (2006) Эдвард ещё раз открыто показал свою тягу к трюкачеству и созданию миражей:



А, казалось бы, мечтательный рохля-учёный из “The Painted Veil” (2006), когда ему было надо, продемонстрировал стальную хватку:



На 2008-й год приходится апофеоз всего этого дуализма – в экранизации комикса “The Incredible Hulk”, для которого Нортон даже трудился над сценарием, Эдвард сыграл персонажа, наиболее ярко выражающего всю его противоречивость. Учёный и монстр в одном лице, Брюс Беннер и свирепый Халк, доктор Джекил и мистер Хайд наших дней:



Понятно, что второй такой наглядной демонстрации сразу же последовать не могло, однако в драме “Pride and Glory” герой Нортона – полицейский, который вынужден вести расследование в отношении своих же коллег, да и сам находится под подозрением. В приведённом ниже отрывке Эдвард бьётся с Колином Фарреллом, герои которого также не могут похвастать однозначными моральными характеристиками:



В ближайшем «прицеле» карьеры Нортона – комедийная драма “Leaves of Grass”, съёмки которой уже завершены, и играет там Эдвард.. братьев-близнецов. Что, как говорится, и требовалось доказать:



Ранее:

  • Бойцовский клуб Кристиана Бэйла
  • Subscribe

    • Post a new comment

      Error

      Anonymous comments are disabled in this journal

      default userpic

      Your reply will be screened

    • 6 comments