Римайер (rimeyer) wrote in kinoclub,
Римайер
rimeyer
kinoclub

Район № 9 / District 9 (2009)

Чужие среди своих

Главное, что надо знать про «Район № 9» - он так же реален, как всё, что нам показывают в новостях. Причем в отличие от новостей в фильме вы увидите не просто «где и что стряслось», а как именно стряслось, с кем стряслось и кого при этом «растрясло», кого – разнесло, а с кем случилось кое-что похуже.

Двадцать лет назад над южноафриканским Йоханнесбургом (ну или Йобургом - фонетическим побратимом нашего Ебурга – Екатеринбурга) завис огромный комический корабль с тучей креветкообразных пришельцев (в фильме их так и зовут: prawn - ну то есть креведко). С пришельцами что-то произошло, отчего они лишились всех своих «командиров» и оказались дезориентированы. Исхудавших от долгого сиденья на корабле креветок переправили на Землю в специальную резервацию вблизи Йобурга. Работать с ними подрядили специальную корпорацию MNU – «Multinational United» – которая помимо жизнеобеспечения пришельцев крайне заинтересовалась их инопланетным оружием.
Спустя 20 лет креветок, численность которых за эти годы сильно подросла, решили переселить за 200 километров от Йоханнесбурга. Командовать операцией по переселению был назначен тихий и слегка странноватый чиновник MNU Викус Ван Де Мерве, который сыграл в последующих драматических событиях ключевую роль.

Роль Викуса исполнил друг детства режиссера фильма Нила Бломкампа - продюсер его короткометражки 2005-го года Шарлто Копли. Для Копли «Район № 9» - экранный дебют, и сыграл он совершенно блестяще. С Викусом на экране много чего происходит, от чего человек может полностью поседеть за одни сутки – и эмоциям, реакциям и действиям чиновника безоговорочно веришь. Тут уже появились умные девочки, указывающие на то, что Викус «не учёл то» и «не сделал это» - но этих девочек, я уверен, не травили полиция и военные, обложив со всех сторон.

Пришельцев на экране воплотила студия Питера Джексона Weta Workshop, благодаря которой они выглядят не менее реальными, чем люди, своей отталкивающией внешностью огромных членистоногих вызывая приступы ксенофобии.
Пришельцы, попавшие в Район № 9, совсем не вызывают восторгов от контакта с инопланетным разумом. Они тупо шарят по помойкам в поисках одежды и резины, которую с удовольствием жрут; торгуют своим инопланетным оружием с местными бандитами, и вообще не производят впечатления, что шибко разумнее нас – хоть и сумели долететь до Земли.
Но Район № 9 хранит много тайн: по мере развития событий первоначальное мнение о «креветках» сильно изменится – только будет уже поздно.
Их культура нам в принципе непонятна, хотя она очевидно схожа с человеческой. Чем дальше в Район № 9, тем яснее будет становится, что пришельцы сильно мудрее и терпимее нас – но, как говорят, кто мог знать, что они – провод, пока не включили ток?

Первая половина фильма нагнетает драматическую завязку в сухом беспристрастном изложении документалистики. Во второй половине узел, завязанный вначале, рубится несколькими неожиданными и мощными экшен-сценами.
Никто не уйдет обиженным – потасовки в «Районе № 9» сделаны одновременно документальными, красиво-постановочными и в стиле экранизации экшен-игр. Чудовищной разрушительной силы инопланетное оружие крошит любого противника в такую кашу, что потом не сразу найдешь. Поклонники сталкерской Зоны Стругацких ощутят таинство артефактов; на радость любителям движущегося металла в финале появится ходячий боевой робот.
Весь экшен в картине не случаен – «Район № 9» через него доносит своё послание. Способ изложения идей – ломом в лоб, так что фильм до каждого докричится. А кто не понял, через три года поймёт.
Пришельцы, многое про которых в фильме осталось непонятным, выступили всего лишь поводом. Человеческое общество с его фальшивыми лозунгами, «правами человека» на бумаге и вязким юридическим крючкотворством не готово ни к какому «контакту» и ни к какому космосу. Чтобы дорасти до общения с цивилизациями, нужно сперва разрешить конфликты с себе подобными. Монстры, чудовища и «чужие» не с других планет прилетают – они ездят с вами в одном метро.
Поэтому в гениальном финале «Района № 9» весь огнестрельный шквал – не против и даже, в общем-то, не вполне из-за пришельцев. Вся агрессия, боль и кошмарные нечеловеческие муки причиняются и испытываются людьми – из-за людей.


P.S. Андрею Русанову - нечеловеческая признательность за организованный им показ "Района № 9" для блоггеров и большое спасибо за приглашение.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments