Light Messiah (ex_light_me) wrote in kinoclub,
Light Messiah
ex_light_me
kinoclub

"Дитя человеческое" (реж. Альфонсо Куарон, 2006 г.)

В нынешних условиях создателям кино в попытках заинтересовать потенциального зрителя приходится разрываться между двумя сторонами, находящимися по разные стороны баррикад.

С одной стороны находятся зрители, в большинстве своём желающие зрелищ. Просто зрелищ. Разумеется, и среди них находятся те, кто готов всматриваться в картину, стараясь уловить все мельчайшие подробности, не ограничиваясь лишь выпирающей на передний план выпуклостью отдельных эпизодов. Но большинству из них это не нужно. Зрелищность. Красота картинки. Неожиданные сюжетные ходы. Вот что им подавай.

С другой стороны - критики. Некоторые из которых не будут обращать внимание на визуальные красоты и приёмы кинооператорской работы, а станут цепляться к «Смыслу», «Идее», а также не успокоятся, пока не отыщут ответ на сакраментальный вопрос: «Что же автор хотел сказать этим фильмом?».

Не всё кино авторское и зачастую режиссёр, сценарист и другие члены творческого подразделения кинематографического процесса не имеют ни малейшей возможности что либо «сказать». Но критики не понимая этого и не найдя ответа на вожделенный вопрос, растопчут картину за нерадивость её создателей и пренебрежение элементарными правилами построения кинопроизведения. Да и не преминут ещё возможность отсоветовать зрителям тратить время на просмотр этого кинополотна, не понимая, что для большинства зрителей грамотное внутреннее наполнение картины не является обязательным условием. Исключение, пожалуй, только уже упомянутые неожиданные сюжетные ходы, когда зрителю лишь остаётся открыть рот в изумлении, а затем пересказывать услышанное всем знакомым по сотни раз.

Создать в таких условиях по-настоящему цельную и крепкую киноработу, которая бы не скакала из стороны в сторону в своей стилистике, держала бы ритм, темп, была бы выполнена в общей жанровой структуре, не оказывалась одним жанром под личиной другого, да и удовлетворила бы вкусам как одних, так и других - крайне сложно. Практически невозможно.

Альфонсу Куарону, режиссёру таких фильмов как «И твою маму тоже» и «Гарри Поттер и Узник Азкабана», это удалось. Он смог сделать практически невозможное: объединить две, казалось бы, вовсе не пересекающихся грани кино.

Пусть фильм провалился в прокате. Пусть. Пусть он хоть и получил высокое признание, что зрителей, что критиков, но дифирамбов, уличающих картину в гениальности, широкие массы и тех и других не пели. Пусть. Как бы то ни было это удивительное произведение, которое удовлетворит вкусы совершенно разных категорий зрителей. И тех, что не любят «копаться» в картине и включают новый фильм, исключительно для того, чтобы посмотреть на красивую картинку. И тех, кто смотрит фильмы максимально серьёзно, пытаясь найти нестыковки и понять, что это такое и к чему это всё затевалось.

Будут вам и зрелища и смыслы и подсмыслы и совершенно удивительные в красоте своей моменты, каждый из которых обязательно должен быть внесён в историю мирового кинематографа, как отдельное произведение искусства само по себе. Взять хотя бы снятую единым кадром и длящуюся 6,5 (шесть с половиной) минут потрясающую и умопомрачительную сцену осады ближе к финалу картины. Сравниться с ней может только снятая также единым кадром сцена с участием 5000-й массовки из середины на мой взгляд в целом совсем не удачного фильма «Искупление».

Но самое главное это то, что авторам удалось создать настоящий мир по ту сторону экрана. Мир, в который веришь смотря на него и при виде которого появляется очень отчётливое ощущение, что это та реальность, которая при определённом стечении обстоятельств вполне может нас ждать. Тем более события фильмы отстоят от нашего времени на достаточно недалёкий срок, 18 лет: действие происходит в 2027 году, когда человечество страдает от бесплодия и последний ребёнок родился как раз таки в 2009 году.

Но мир миром, а как же сценарий, без которого только по-настоящему талантливый режиссёр сможет увлечь зрителя изначально руководствуясь принципом «неважно ЧТО, важно КАК». Со сценарием полный порядок. Каждая мелочь, отображаемая в начале, и как кажется сперва не имеющая особого смысла «выстрелит» чеховским ружьём, дайте только этому время. Неосознанно ловишь себя на мысли, что какая-то фраза, сказанная вскользь, вдруг начинает играть новыми красками, когда она будучи повторенной в совсем иных обстоятельствах приобретает совсем другой оттенок.

Актёры? Если смотреть в оригинале хотя бы с русскими субтитрами: актёры великолепны. На твёрдую пятёрку. Почему не пятёрку с плюсом? Потому что для получения плюса нужно не просто отлично сыграть, нужно показать настолько высокий класс, уровень игры, про который ещё спустя десятилетие будут говорить: «Это одно из лучших актёрских исполнений в истории кино!». И пусть тут нет столь выдающихся актёрских работ, но ни единым кадром, ни единым жестом, ни единой мимикой никто из артистов не выдаёт фальши или, что страшнее, недоигранности. Даже массовка ведёт себя именно так, как надо. Естественно. Как толпа. Живой организм, работающий по своим законам.

К слову, за одну лишь грамотную передачу ощущения внутри толпы, внутри движения, которое идёт своим чередом, сметая всё на своём пути, авторы уже заслуживают отдельного признания от мира кинематографа.

А для критиков вечно придирающихся к смысловой подачи очень хочется ещё раз повторить, что далеко не всё кино является авторским и далеко не всегда «автор» имеет возможность что-то сказать. А даже если и имеет, то вовсе не должен этого делать. Кино это не обязательно сосредоточения «Идей», «Мыслей», «Смыслов», «Подсмыслов» и ответов на вопрос: «Что же автор хочет этим сказать?». Кино – это в первую очередь пища для утоления ненасытного голода в получении удовольствия. И «Дитя человеческое» этот голод вполне утоляет на очень-очень долгое время вперёд.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments