…И Петр вышед вон и плакася горько.
Полюбив – не отрекайтесь!
Библия
Полюбив – не отрекайтесь!
Библия
Они недолго были вместе, но не расставались почти целую жизнь. Как такое возможно? «Чтец», выворачивающий душу наизнанку, наглядно вам объяснит.
«Чтец» поставлен по одноимённому роману немецкого писателя и профессора юриспруденции Бернхарда Шлинка, опубликованном в 1995-м. Через пару лет роман стал мировым бестселлером: на настоящий момент он переведен на 37 языков мира.
Постановщик Стивен Долдри ранее отметился медитативной драмой «Часы», где Николь Кидман сыграла с накладным носом. Как и в «Часах», в фильме «Чтец» действие развивается в трех временах – в бедно обставленной квартирке в 1958-м, затем в 1966-м в университете и в зале суда, и наконец, в 1988-м. Три разновременных акта – классическая трагедия.
«Чтец» великолепно и правдиво снят: в нем нет ни толики голливудского обмана. У кондукторши по имени Ханна Шмитс тяжелая походка и убогая квартирка; ванна за занавеской, в которой даже душевого смесителя нет. Но в её обаянии, глазах, фигуре, чертах лица столько красоты, что кружится голова – и правда в том, что именно так и случается.
Кейт Уинcлет за роль Ханны получила абсолютно заслуженного «Оскара». Он её игры внутри что-то переворачивается – а если история находит личный отклик, смотреть фильм начиная со второй трети становится почти невыносимо. Уинслет проходит в фильме путь от тридцатипятилетней женщины до почти семидесятилетней старушки: «Титаник» с его счастливым мигом любви блекнет перед ношей, которую обрушивает на нас «Чтец».
Мальчиком Майкл Берг влюбился в Ханну Шмитс и для него не существовало никаких правил. Между ними было двадцать лет разницы, официантка в кафе приняла Ханну за его маму – ему было всё равно.
Годы шли, его любовь закостенела; потом окаменела.
Описывая пронзительную драму фильма, очень трудно не скатиться в жуткие спойлеры, поэтому я рискую быть непонятным, но мне больно об этом молчать, и я скажу.
Кульминация фильма вся проникнута вопросом о том, чем мы руководствуемся, когда оцениваем и осуждаем тех, кто рядом с нами. Часто это мораль, но закон выше морали. А любовь выше закона – выше вообще всего, и единственное, чем можно уничтожить её – это гордыня или страх.
Повзрослевший Майкл в 1966-м учился на юриста, когда снова встретил её – но не так, как мечтал об этом восемь лет. Он мог спасти её – мог джоном диллинджером направить пистолеты с двух рук на всех, кто возненавидел Ханну, и сбежать, увезти, уберечь её от них.
Он говорил, что умрёт без неё – но когда переступил через порог, какого чёрта его сердце не взорвалось в груди, а лишь болезненно сжалось? Оно продолжало спокойно биться все годы, когда он топил себя в рабочих бумагах, обезболивая сердечную рану звенящим в бокале льдом, который, перефразируя Бродского, всё равно не способен остановить «Титаник» чувства.
Майкл подарил ей надежду и, как Джек Доусон – Розу, спас не просто от смерти, но от чего-то гораздо более страшного. Эти двое нашли спасение друг в друге. Но когда чувства, судьба и обстоятельства снова свели Майкла с Ханной Шмитс, она увидела, что он давно сдался, отрекся от неё – и тогда она тоже сдалась.
«Чтец» - великий фильм, потому что говорит вам о любви всё что нужно. Простой пример, как не надо, – либо приговор о пожизненном, и без обжалования.
Любовь – это вызов: чувство влекущее, но добровольное – когда она оказывается на чаше весов, другая чаша обычно перевешивает. Мы вовсе не обязаны жертвовать всем ради любви, и класть всю свою жизнь на то, чтобы привести чаши в равновесие. Но спасти её можно только поступком, который ты не обязан совершать – как в Библии. Иначе мир рушится, словно мозаика без последнего паззла – и сколько без него ни бейся, больше ничем и никогда в жизни себя не оправдаешь. Будешь идти дальше прочь от сумасбродства, забывая о нём и успокаиваясь – пока однажды что-то не всколыхнёт внутри все воспоминания и тебя не удушит, прорвавшись, поток слёз.