Варвара Ухорская (kinouho) wrote in kinoclub,
Варвара Ухорская
kinouho
kinoclub

Categories:

Николай Черкасов

В этот день более 100 лет назад родился Николай Черкасов. Самый высокий, высочайший актер советского кино.
Мы знакомимся с ним в раннем детстве, потому что с ним, с его голосом к нам приходит песенка про отважного капитана: «Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка - это флаг корабля!» Забавный профессор Паганель из старого, довоенного фильма «Дети капитана Гранта».
Для всего мира главной его ролью, непревзойденной исторической экранизацией, был Иван Грозный в великом фильме Сергея Эйзенштейна. С этой картиной Эйзенштейн и Черкасов объездили весь мир и покорили его: слова о непревзойденной экранизации сказал Чарли Чаплин.
В Советском Союзе у него была и другая главная роль: Александр Невский. Тоже у Эйзенштейна. Великий князь, причисленный к лику святых, победитель шведов и тевтонов, воин и вдохновитель, сказавший «Не в силе Бог, а в правде!» - не оставил своих изображений в истории. Поэтому, когда в годы войны руководство страны приняло решение создать орден его имени, эксперты, долго думая и сомневаясь, в конце концов согласились с мифом, который создало кино: у Александра Невского на ордене профиль Николая Черкасова, исполняющего его роль в фильме Эйзенштейна.


А чаще всего мы видим Николая Черкасова в послевоенной  комедии Григория Александрова «Весна» - там, в паре с блистательной Любовью Орловой, актер играет режиссера Громова, пародируя – кого бы вы думали? Да Эйзенштейна, конечно – другом которого был и он сам, и Александров.
Однако по-настоящему главной ролью его жизни, ролью, с которой он – высокопарно выражаясь, да и как о нем выражаться – не ВЫСОКОпарно – вошел в искусство, и которой был верен до конца – это Дон-Кихот. Вспомните его высокую, худощавую, немного нескладную фигуру. Это же вылитый Дон-Кихот! Природа не ошибается, когда создает такое точное внешнее подобие: за ним скрывается подобие внутреннее.
Великий актер советского театра и кино, лауреат многочисленных сталинский премий, народный артист Советского Союза, депутат Верховного Совета, Николай Черкасов играл Дон-Кихота 5 раз. Всю жизнь. Сначала – вы не поверите! – в балете! Он начинал как балетный танцовщик! То есть, нет. По порядку. Начинал он как артист миманса в петроградской Мариинке. И, строго говоря, первый его Дон-Кихот состоялся именно там – юный 16-летний Николай Черкасов был мимическим «заместителем», дублером … Федора Шаляпина – благо, позволял рост – в опере Масне «Дон-Кихот», в сцене битвы с ветряными мельницами. Из миманса – немого, но полного ужимок и прыжков – Черкасов ушел в балетную школу, чтобы развить пластические и мимические способности. А говорить в то время на сцене он просто стеснялся – юноша очень сильно заикался. Чудеса! Излечился от заикания уже когда к нему пришел успех на сцене, вот именно в балете Минкуса «Дон-Кихот», где он танцевал заглавную партию. Да что там, этот спектакль  был специально на него и поставлен – здесь, в трагикомическом образе главного героя, комический эффект, который возникал сам собой, когда на сцене появлялся, и прыгал, и кружил такой высокий танцовщик, размахивая своими длиннющими руками и ногами, этот непроизвольный эффект смешного был как нельзя более кстати. Более кстати, чем, например, в «Лебедином озере», где Коля Черкасов танцевал Злого Гения.
Следующий Дон Кихот – на сцене Ленинградского ТЮЗа. Поверив в себя, актер все-таки ушел из балета и начал осваивать драматические подмостки и сценическую речь. Сейчас даже трудно  себе представить, что чарующий, проникновенный, глубокий и прекрасный голос Николая Черкасова – это как бы бонус, который у актера появился со временем. В детском «Дон-Кихоте» пока еще главным выразительным средством был не чарующий голос, а акробатическая закалка: тот Дон-Кихот только и делал, что бегал, прыгал, дрался, крутился в колесах ветряной мельницы… Да, с этими мельницами Черкасову везло – так всю жизнь в них и прокрутился. А что тут будешь делать? Назвался груздем – полезай … на мельницу.
Следующим Дон-Кихотом – и шагом к признанию как серьезного актера – стал для Черкасова переход в академический  театр драмы имени Пушкина, тот, который для публики всегда оставался «Александринкой». Это был последний переход. Этому театру Черкасов будет верен всю жизнь, здесь сыграет свои лучшие роли, отсюда уйдет в последний путь. Но это потом. А пока новый Дон-Кихот на новом месте – уже по-настоящему драматичный и философский -  станет для актера как бы экзаменом на творческую зрелость, подтвердит его право играть на одной из лучших драматических сцен страны.
А в кино между тем его судьба разворачивается по тому же пути – от комедии к драме и трагедии. Только – быстрее: за первой комедийной ролью в «Горячих денечках» тут же следует возрастная, требующая уже серьезных усилий по перевоплощению – «Депутат Балтики», где молодой Черкасов играет пожилого профессора Полежаева.
Затем – две залихватски смешные роли – еще один профессор, Паганель, в «Детях капитана Гранта» и Билли Бонс в «Острове сокровищ», и после – царевич Алексей в фильме «Петр Первый». Самого Петра в кино Черкасову играть не дали – режиссер высказался в том смысле, что «ряшкой не вышел». В театре, кстати, по этой же пьесе Алексея Толстого – и с согласия самого Толстого – в это же самое время, когда снимался фильм, актер играл-таки Петра Первого. Там вышел. И в последующих киноролях Черкасов сыграл двух величайших русских правителей.
А в фильме «Сталинградская битва» - так и Франклина Рузвельта.
И – снова Дон-Кихот. В великом фильме Григория Козинцева, 1957 года. Тяжелейшие съемки в раскаленной крымской степи – чтобы имитировать раскаленную Испанию. В десятикилограммовых доспехах. Он снова крутился – в свои 53 – на крыльях ветряной мельницы. Такая судьба.
Когда его хоронили – его, главного актера страны, который так и продолжал всю жизнь играть в ленинградской Александринке – город встал. Встал Невский проспект. Водители троллейбусов бросали свои машины и шли за рыдающей толпой.
Последними словами Николая Черкасова, в забытьи, были – «Слушай меня, Санчо, внимательно и не перебивай…» Он и туда ушел Дон-Кихотом…

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments